8.3 Проверка сцепления. Схема сцепление хендай гетц


Hyundai Getz | Сцепление | Хендай Гетц

Общие сведения

Моменты затяжки резьбовых соединений, Н·м

Болт крепления педали к кронштейну.....25–35

Болт крепления главного цилиндра к кронштейну педали.....17–26

Накидная гайка крепления трубопровода.....13–17

Держатель трубопровода.....4–6

Болт крепления рабочего цилиндра.....15–22

Полый болт крепления трубопровода к рабочему цилиндру.....25

Болты крепления кожуха сцепления.....15–22

Гайка крепления толкателя главного цилиндра к педали.....9–14

Гайка крепления выключателя блокировки зажигания.....8–10

Техническая характеристика

Тип привода сцепления

Гидравлический

Ведомый диск сцепления

Сухой, диафрагменный

Наружный/внутренний диаметр ведомого диска, мм

215/145

Кожух сцепления в сборе с нажимным диском 

С диафрагменной нажимной пружиной

Внутренний диаметр:

     рабочего цилиндра, мм

     главного цилиндра, мм

20,64

15,57

Данные для проверок и регулировок

Тип привода сцепления

Гидравлический

Толщина ведомого диска (в свободном состоянии) мм:

    двигатели 1,3; 1,5 и 1,6 л

    двигатель 1,1 л

8,5±0,3

8,0±0,3

Свободный ход педали сцепления, мм

6-13

Высота педали сцепления над полом, мм

160,7

Ход педали сцепления, мм

140

Зазор между рабочим цилиндром и поршнем, мм

0,15

Зазор между главным цилиндром и поршнем, мм

0,15

Применяемые смазочные материалы

Место применения

Наименование

Поверхность контакта вилки с подшипником выключения сцепления

CASMOLY L9508

Внутренняя поверхность подшипника выключения сцепления

CASMOLY L9508

Зеркало рабочего цилиндра,  наружная поверхность поршня и манжета

Тормозная жидкость DOT-3

или DOT-4

Шлицы ведомого диска сцепления

CASMOLY L9508

Зеркало главного цилиндра и наружная поверхность поршня

Тормозная жидкость DOT-3

или DOT-4

Толкатель главного цилиндра, ось толкателя и шайба

Смазка для подшипников ступиц колес SAE J310a, NLGI No.2

Ось и втулки педали сцепления

SAE   J310a,   смазка   для   шасси, NLGI-No.1

Поверхность контакта вилки выключения сцепления с толкателем рабочего цилиндра

CASMOLY L9508

Снятие и установка  сцепления и его привода

Рис. 3.1. Cцепление и его привод: 1 – вилка выключения сцепления; 2 – подшипник выключения сцепления; 3 – болт крепления кожуха сцепления; 4 – кожух сцепления; 5 – ведомый диск сцепления; 6 – трубопровод привода сцепления; 7 – кронштейн педали сцепления; 8 – ось педали сцепления; 9 – педаль сцепления; 10 – главный цилиндр привода сцепления; 11 – рабочий цилиндр привода сцепления; 12 – штуцер прокачки рабочего цилиндра привода сцепления

Сцепление и его привод показаны на рис. 3.1.

Удаление воздуха из гидропривода сцепления

Прокачку гидропривода сцепления следует проводить каждый раз при снятии соединительного трубопровода, шланга и/или главного цилиндра, а также в случае, когда педаль сцепления становится «мягкой».

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Используйте рабочую жидкость только указанной марки. Не смешивайте жидкости разных марок. Используйте жидкость DOT-3 или DOT-4.

Рис. 3.2. Расположение штуцера прокачки гидропривода сцепления

Ослабьте затяжку штуцера для прокачки на рабочем цилиндре (рис. 3.2).

Медленно нажимайте до упора на педаль сцепления до тех пор, пока не прекратится вытекание жидкости.

Удерживая педаль в нажатом положении, затяните штуцер прокачки.

Долейте до нормального уровня в бачок жидкость требуемой марки.

Главный цилиндр гидропривода сцепления

Рис. 3.3. Главный цилиндр привода сцепления: 1 – корпус главного цилиндра привода сцепления; 2 – гайка крепления главного цилиндра привода сцепления; 3 – поршень; 4 – стопорное кольцо; 5 – толкатель с демпфером; 6 – ось толкателя

Главный цилиндр гидропривода сцепления показан на рис. 3.3.

Снятие

Слейте рабочую жидкость через штуцер прокачки.

Рис. 3.4. Гайка крепления главного цилиндра привода сцепления

Отверните гайку крепления главного цилиндра (рис. 3.4) .

Отсоедините трубопроводы и шланги гидропривода сцепления.

Рис. 3.5. Зажим крепления трубопровода к коробке передач

Снимите зажим крепления трубопровода к коробке передач (рис. 3.5).

Проверьте шланг и трубопровод на наличие коррозии, раковин и задиров.

Установка

Присоедините трубопровод к рабочему цилиндру.

Рис. 3.6. Гибкий шланг гидропривода сцепления

Присоедините гибкий шланг и закрепите его зажимом (рис. 3.6).

Установите главный цилиндр.

Присоедините толкатель к педали сцепления.

Прокачайте гидропривод сцепления.

Разборка

Снимите стопорное кольцо поршня.

Выньте толкатель в сборе с поршнем, при этом следите за тем, чтобы не повредить корпус и поршень цилиндра.

Проверка технического состояния

Проверьте зеркало цилиндра на наличие коррозии, раковин и задиров.

Проверьте манжету цилиндра на наличие износа или перекоса.

Проверьте поршень на наличие коррозии, раковин иди задиров.

Проверьте чистоту трубопровода.

Проверьте с помощью нутромера внутренний диаметр цилиндра и с помощью микрометра наружный диаметр поршня.

Если зазор между поршнем и цилиндром превышает предельно допустимый размер (0,15 мм), замените главный цилиндр или поршень.

Сборка

Нанесите  рабочую жидкость DOT-3 или DOT-4 на зеркало цилиндра и наружную поверхность поршня.

Вставьте поршень в цилиндр.

Установите стопорное кольцо поршня.

Установите толкатель.

Присоедините шланг к корпусу цилиндра.

Педаль сцепления

Рис. 3.7. Педаль сцепления и кронштейн ее крепления: 1 – выключатель блокировки зажигания; 2 – кронштейн педали; 3 – болт крепления кронштейна педали; 4 – ось педали; 5 – внутренняя втулка педали; 6 – возвратная пружина; 7 – наружная втулка педали; 8 – внутренняя втулка педали; 9 – пружинная шайба; 10 – гайка оси педали; 11 – упор педали; 12 – педаль сцепления

Педаль сцепления и кронштейн ее крепления показаны на рис. 3.7.

Снятие

Рис. 3.8. Шплинт оси толкателя педали сцепления

Снимите шплинт и шайбу (рис. 3.8).

Рис. 3.9. Гайки крепления педали сцепления

Отверните болты крепления педали (рис. 3.9).

Проверка технического состояния

Проверьте следующее:

– ось и втулку педали на наличие износа;

– педаль сцепления на наличие изгиба и перекоса;

– возвратную пружину на наличие повреждения или ослабления;

– площадку педали на наличие повреждения или износа;

Рис. 3.10. Измерение высоты педали сцепления над полом

– высоту педали над полом А (от наружной поверхности площадки педали до пола) (рис. 3.10). Она должна быть 160,7 мм.

Если высота педали над полом не соответствует норме, отрегулируйте ее, как указано ниже.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

При регулировке высоты педали следите за тем, чтобы толкатель не смещался в сторону главного цилиндра.

1. Болтом отрегулируйте высоту педали, после чего затяните контргайку.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

После регулировки затяните болт так, чтобы он касался упора педали, после чего затяните контргайку.

Рис. 3.11. Высота над полом и ход педали сцепления

2. Вращением толкателя отрегулируйте его длину на новую высоту педали (рис. 3.11), после чего закрепите толкатель гайкой.

Рис. 3.12. Свободный ход педали сцепления

По окончании регулировки убедитесь, что свободный ход педали сцепления (измеряемый от поверхности площадки педали) находится в пределах 6–13 мм (рис. 3.12).

Если свободный ход педали сцепления не соответствует норме, значит, в гидропривод попал воздух или неисправен главный цилиндр. Прокачайте гидропривод и проверьте главный цилиндр или сцепление.

Рис. 3.13. Схема проверки целости электрической цепи между контактами выключателя

Проверка выключателя блокировки зажигания. Проверьте целость электрической цепи между контактами выключателя (рис. 3.13).

Установка

Рис. 3.14. Места нанесения универсальной смазки

Нанесите универсальную смазку в местах, указанных стрелками на рис. 3.14.

Установите шплинт оси педали сцепления.

Кожух сцепления и ведомый диск

Рис. 3.15. Кожух сцепления и ведомый диск: 1 – вилка выключения сцепления; 2 – подшипник выключения сцепления; 3 – болт крепления кожуха сцепления; 4 – кожух сцепления; 5 – ведомый диск сцепления

Кожух сцепления и ведомый диск показаны на рис. 3.15.

Снятие

Слейте жидкость из гидропривода сцепления и масло из картера коробки передач.

Снимите коробку передач (см. подраздел «Коробка передач»).

Вставьте оправку 09411-25000 в отверстие ступицы ведомого диска, чтобы не допустить его падения.

Ослабьте крест-накрест затяжку болтов крепления кожуха сцепления к маховику.

Рис. 3.16. Ослабление болтов крепления кожуха сцепления к маховику

Болты отвертывайте поочередно, каждый раз на один-два оборота, чтобы предотвратить коробление фланца кожуха (рис. 3.16).

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Не применяйте растворители для очистки ведомого диска и подшипника выключения сцепления.

Поверка технического состояния

Кожух сцепления. Проверьте концы лепестков диафрагменной пружины на наличие износа и разности высот.

Проверьте поверхность нажимного диска на наличие износа, трещин и изменение цвета.

Проверьте наличие ослабленных заклепок и при необходимости замените кожух сцепления.

Ведомый диск. Проверьте фрикционные накладки на наличие ослабленных заклепок, следов неравномерного прилегания, повреждений от прихватывания, налипания масла или смазки. При необходимости замените поврежденный ведомый диск.

Рис. 3.17. Проверка толщины ведомого диска в свободном (ненагруженном) состоянии

Проверьте толщину ведомого диска в свободном состоянии (рис. 3.17).

Проверьте пружины диска на наличие люфта и повреждений, при необходимости замените неисправный диск.

Очистите шлицы первичного вала коробки передач и установите ведомый диск.

При затрудненном перемещении диска по шлицам вала или наличии его чрезмерного зазора замените ведомый диск и/или первичный вал коробки передач.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

В подшипник выключения сцепления заложена смазка. Не применяйте растворители для чистки подшипника.

Подшипник выключения сцепления. Проверьте подшипник выключения сцепления на наличие  заедания,  повреждений  или  повышенного шума. Проверьте точки контакта диафрагменной пружины с обоймой подшипника на наличие износа.

Замените подшипник при сильном износе мест контакта с вилкой выключения сцепления.

Вилка выключения сцепления. Замените вилку выключения сцепления при сильном износе в местах контакта с подшипником выключения сцепления.

Установка

Нанесите универсальную смазку на вилку выключения сцепления в местах контакта с подшипником выключения сцепления и рабочим цилиндром.

Рис. 3.18. Место нанесения универсальной смазки на вилке выключения сцепления

Нанесите универсальную смазку в канавку подшипника выключения сцепления.

Рекомендуемая смазка – CASMOLY L9508.

Нанесите универсальную смазку CASMOLY L9508 на вилку выключения сцепления в месте контакта с осью рычага выключения сцепления.

Тщательно очистите поверхности маховика и нажимного диска тонкозернистой шкуркой и убедитесь в отсутствии на них следов масла или смазки.

Нанесите небольшое количество универсальной смазки CASMOLY L9508 на шлицы ступицы ведомого диска и первичного вала коробки передач.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Рис. 3.19. Болты крепления рабочего цилиндра сцепления

При установке сцепления не наносите слишком много смазки в указанные на рис. 3.19 места, так как это может привести к пробуксовке и рывкам при работе сцепления.

С помощью оправки 09411-25000 установите ведомый диск на маховик стороной с заводской маркировкой к нажимному диску.

Установите на маховик кожух сцепления и вверните шесть болтов крепления.

Затяните болты крест-накрест моментом 15–22 Н·м. Болты затягивайте поочередно, каждый раз на один-два оборота, чтобы предотвратить коробление фланца кожуха сцепления.

Выньте оправку для центрирования ведомого диска.

Установите коробку передач (см. подраздел «Коробка передач»).

Отрегулируйте свободный ход педали сцепления.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Наносите только необходимое количество смазки. Излишек смазки может вызвать пробуксовку и рывки при работе сцепления.

Рабочий цилиндр привода  сцепления

Снятие

Отсоедините от рабочего цилиндра соединительный трубопровод.

Рис. 3.20. Удаление поршня из цилиндра

Отверните болт крепления рабочего цилиндра (рис. 3.20).

Проверка технического состояния

Проверьте рабочий цилиндр на наличие следов утечки жидкости.

Проверьте чехол рабочего цилиндра на наличие повреждений.

Разборка

Отсоедините от цилиндра соединительный шланг, снимите пластину клапана, пружину, толкатель и чехол.

Тщательно удалите грязь вокруг расточки рабочего цилиндра под поршень.

Удалите поршень из цилиндра струей сжатого воздуха, направленного в цилиндр (рис. 3.20).

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Предварительно накройте рабочий цилиндр ветошью, так как поршень может вылететь с большой скоростью и нанести травму.

Давление воздуха увеличивайте постепенно, чтобы предотвратить выброс тормозной жидкости и ее попадание в глаза или на кожу.

Проверка технического состояния

Проверьте зеркало рабочего цилиндра на отсутствие коррозии или повреждений.

С помощью нутромера проверьте внутренний диаметр цилиндра в трех местах (в нижней, средней и верхней частях). Если зазор между поршнем и цилиндром превышает предельно допустимый, замените рабочий цилиндр.

Предельно допустимый зазор между поршнем и цилиндром 0,15 мм.

Сборка

Нанесите тормозную жидкость требуемой марки на внутреннюю поверхность рабочего цилиндра и наружную поверхность поршня и манжету поршня и установите поршень в цилиндр.

Используемая жидкость: тормозная жидкость DOT-3 или DOT-4.

Установка

Установите пластину клапана, толкатель и чехол.

Нанесите на ось толкателя смазку CASMOLY L9508.

Установите рабочий цилиндр привода сцепления и присоедините к нему трубопровод.

Рис. 3.21. Болты крепления рабочего цилиндра сцепления

Вверните болты крепления рабочего цилиндра (рис. 3.21).

Полезные сведения  и советы

Причины пробуксовки сцепления или его неполного выключения  при нажатии на педаль

Пробуксовка сцепления проявляется в том, что при вполне исправном двигателе автомобиль плохо преодолевает подъемы, медленно разгоняется. Это может быть вызвано замасливанием или сильным износом дисков, снижением упругости пружин, отсутствием свободного хода педали сцепления.

Неполное выключение сцепления вызывает затруднение и шум при переключении передач и может привести к преждевременному выходу из строя синхронизаторов и  ускоренному износу зубьев коробки передач. Эта неисправность чаще всего возникает при загрязнении, перекосе или деформации дисков, неправильной регулировке положения рычагов выключения, слишком большом свободном ходе педали сцепления.

Следует иметь в виду, что шум в коробке передач – это не всегда следствие неполного выключения сцепления. Шум может возникать при износе или неправильной регулировке подшипников, износе или неправильном зацеплении конических шестерен. Сильный стук в указанных местах свидетельствует о наличии серьезной неисправности, требующей немедленной остановки автомобиля и ремонта агрегата.

Причины затрудненного  переключения передач или  их самопроизвольного выключения

Затрудненное переключение передач или их самопроизвольное выключение – результат износа замков и фиксаторов или привода механизма переключения передач. Здесь без серьезного ремонта не обойтись.

Предупредить подобные неисправности можно следующими способами: периодически тщательно проверять надежность крепления всех агрегатов и деталей силовой передачи, следить за уровнем масла в коробке передач и своевременно его менять.

automn.ru

Hyundai Getz | Сцепление | Хендай Гетц

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Трос привода сцепления

1 – подшипник выключения сцепления; 2 – трос привода сцепления; 3 – отжимной рычаг; 4 – вилка выключения сцепления; 5 – педаль сцепления; 6 – диск сцепления; 7 – картер сцепления.

Основные элементы сцепления

1 – картер сцепления; 2 – подшипник выключения сцепления; 3 – маховик; 4 – диск сцепления; 5 – вилка выключения сцепления;

6 – первичный вал коробки передач; 7 – нажимной диск; 8 – отжимной рычаг; 9 – пружины гасителя крутильных колебаний.

Педаль сцепления

1 – шарнирный болт; 2 – маховик; 3 – возвратная пружина; 4 – диск сцепления; 5 – гайки; 6 – втулки; 7 – кожух сцепления; 8 – подшипник выключения сцепления; 9 – зажим; 10 – педаль тормоза; 11 – возвратная пружина; 12 – втулки; 13 – отжимной рычаг; 14 – педаль сцепления; 15 – трос сцепления; 16 – болт; 17 – вилка выключения сцепления.

Сцепление расположено между двигателем и коробкой передач и предназначено для разъединения и соединения маховика, расположенного на коленчатом валу двигателя и первичного вала коробки передач.

Сцепление состоит из ведомого (фрикционного) диска, кожуха сцепления с нажимным диском и диафрагменной пружиной и механизма выключения сцепления. Фрикционный диск состоит из двух кольцевых фрикционных накладок, которые укреплены на ступице через демпферные пружины.

Диафрагменный пружинный механизм создает усилие, которое объединяет работу маховика, нажимного и ведомого дисков для обеспечения совместного вращения, в этом случае сцепление включается и передает крутящий момент от двигателя к коробке передач.

Управление сцеплением осуществляется педалью сцепления, установленной на одном кронштейне с педалью тормоза. Верхняя часть педали сцепления соединена тросом с отжимным рычагом на картере сцепления.

Сцепление работает следующим образом:

–- при нажатии на педаль сцепления перемещается трос сцепления и поворачивает вал отжимного рычага, соединенный с вилкой выключения сцепления; – вилка выключения сцепления перемещает подшипник выключения сцепления, который нажимает на центр диафрагменной пружины, таким образом, освобождая усилие включения по периметру пружины и перемещает нажимной диск назад. При этом освобождается ведомый диск, после чего вал двигателя и вал коробки передач могут вращаться независимо друг от друга; – при отпускании педали сцепления под действием пружины все элементы привода сцепления возвращаются в исходное состояние и передается крутящий момент от двигателя к коробке передач.

С двух сторон ведомого диска закреплены фрикционные накладки. Ведущая часть диска соединяется со ступицей через детали гасителя крутильных колебаний, который обеспечивает упругую связь между ними. Гаситель колебаний уменьшает динамические нагрузки, вызывающие закручивание (раскручивание) валов трансмиссии, которые возникают при резком изменении скорости движения автомобиля, наезде на неровности дороги, резком включении сцепления, а также вследствие неравномерности крутящего момента двигателя. Упругие колебания деталей трансмиссии приводят к появлению шума в механизмах и агрегатах, а также к вибрациям, в результате чего возможно повреждение деталей в случае если амплитуда упругих колебаний достигнет значительных величин. Для поглощения энергии упругих крутильных колебаний служит гаситель.

Свободный ход педали сцепления регулируется в месте соединения троса сцепления с отжимным рычагом.

automn.ru

Hyundai Getz | Определение технического состояния сцепления

1. Осмотреть поверхности трения маховика и нажимного диска, обратив внимание на отсутствие царапин, задиров, забоин и следов износа.
2. Проверить осевое биение маховика, которое не должно превышать 0,2 мм. Если биение больше указанного, его следует устранить. В противном случае будут интенсивно изнашиваться шлицы ступицы ведомого диска и наблюдаться тряска и дерганье во время работы сцепления.
3. Проверить коробление нажимного диска. При выявлении коробления его следует устранить шлифованием.
4. После шлифования рабочей поверхности нажимного диска общая его толщина, определяемая размером А (см. рис. Минимально допустимая толщина нажимного диска), должна быть не меньше 20,25 мм, в противном случае произойдет недопустимое снижение рабочего усилия диафрагменной пружины.
5. Поверхность трения диска после шлифования должна быть плоской, допускаемая вогнутость – не более 0,08 мм. Выпуклость вообще не допускается. Чистота поверхности после шлифования должна быть не ниже 1,6 мкм.
6. При значительных износах нажимного диска или его короблении рекомендуется заменить сцепление новым.
7. В штампованном кожухе сцепления необходимо проверить состояние отверстий под установочные штифты и болты крепления. Овальность трех отверстий 8 (см. рис. Нажимной диск сцепления с кожухом в сборе) под установочные штифты не должна превышать 0,13 мм, а глубина повреждения опорной поверхности под головки болтов вокруг крепежных отверстий 9 должна быть не более 0,25 мм.
8. На опорной поверхности фланца кожуха должны быть ровные четкие площадки шириной не менее 0,75 мм вокруг диаметров шести крепежных отверстий и трех отверстий под установочные штифты.
9. Следует обратить внимание на отсутствие заеданий в переднем подшипнике первичного вала коробки передач.
10. Внимательно осмотреть рабочие поверхности фрикционных накладок ведомого диска с точки зрения отсутствия следов смазки и грязи.
11. При обнаружении следов масла в картере сцепления установить причины его проникновения (неисправность, износ сальников и т.п.) и устранить их.
12. Необходимо проверить состояние шлицев в ступице ведомого диска и на первичном валу коробки передач.
13. Следует осмотреть концы лепестков диафрагменной пружины в местах их контакта с подшипником выключения сцепления.
14. Если после зашлифовки поверхностей изношенных концов лепестков уменьшение их размеров не превышает указанных на рис. Нажимной диск сцепления с кожухом в сборе, то нажимной диск пригоден для дальнейшей эксплуатации.
15. При износе или поломке деталей ведомого диска (исключая износ рабочих поверхностей фрикционных накладок), потере упругости пружинных пластин 3 (см. рис. Ведомый диск сцепления в сборе), короблении ведомого диска (если его не удается выправить), наличии трещин на пластине 5 демпфера или ведомом диске 13 диск в сборе надо заменить новым.
16. Фрикционные накладки следует менять при появлении на них растрескиваний, значительном износе (при уменьшении утопания головок крепежных заклепок относительно рабочей поверхности накладок до 0,2 мм), при неравномерном износе и односторонних задирах накладок. Для этой цели в запасные части поставляется комплект 2141-1601954 (фрикционные накладки с заклепками).
17. На новом диске утопание заклепок должно составлять 1,5 мм (см. рис. Ведомый диск сцепления в сборе).
18. Толщина ведомого диска (размер В) в сжатом состоянии при усилии 3700 Н (377 кгс), должна быть в пределах 7,4–8,0 мм (см. рис. Ведомый диск сцепления в сборе).
19. При установке рычага 4 (см. рис. Регулировка привода выключения сцепления) метка B на торце вала должна находиться в середине прорези рычага.
20. Момент затяжки гайки крепления рычага 15–20 Н·м (1,5–2 кгс·м).
21. Установка сцепления на двигатель осуществляется при помощи спецприспособления для центрирования ведомого диска (см. рис. Установка сцепления в сборе на маховик двигателя).
22. Выступающая часть ведомого диска должна быть обращена к нажимному диску.
23. Кожух сцепления в сборе с нажимным диском устанавливается на три установочных штифта, запрессованных в маховик.
24. Болты крепления нажимного диска заворачивать по диагонали на один оборот каждый раз. Момент затяжки 14–18 Н·м (1,4–1,8 кгс·м).
25. Направляющая втулка подшипника выключения сцепления и опорные втулки вала смазываются смазкой ЛСЦ-15.
26. Трос привода сцепления смазывается смазкой Литол-24.
27. Валик педали сцепления и его втулки смазываются графитовой смазкой СКА 2/6-ГЗ.

automn.ru

Hyundai Getz | Сцепление | Хендай Гетц

1. Эксплуатация и техническое обслуживание 2. Двигатель 3. Трансмиссия 3.0 Трансмиссия 3.1 Сцепление 3.2 Возможные неисправности сцепления, их причины и способы устранения 3.3 Коробка передач 3.4 Возможные неисправности коробки передач, их причины и способы устранения 3.5 Привод передних колес 3.6 Возможные неисправности привода передних колес, их причины и способы устранения 4. Ходовая часть 5. Рулевое управление 6. Тормозная система 7. Электрооборудование 8. Кузов 9. Схемы электрооборудования

Ссылки на другие сайты  

Все автомобили  »  Hyundai Getz (Хендай Гетц) .

3.1 Сцепление

Общие сведения Моменты затяжки резьбовых соединений, Н·м Болт крепления педали к кронштейну.....25–35 Болт крепления главного цилиндра к кронштейну педали.....17–26 Накидная гайка крепления трубопровода.....13–17 Держатель трубопровода.....4–6 Болт крепления рабочего цилиндра.....15–22 Полый болт крепления трубопровода к рабочему цилиндру.....25 Болты крепления кожуха сцепления.....15–22 Гайка крепления толкателя главного цилиндра к педали.....9–14 Гайка крепления выключателя блокировки зажигания.....8–10 Техническая характеристика
Тип привода сцепления Гидравлический
Ведомый диск сцепления Сухой, диафрагменный
Наружный/внутренний диаметр ведомого диска, мм 215/145
Кожух сцепления в сборе с нажимным диском  С диафрагменной нажимной пружиной
Внутренний диаметр:      рабочего цилиндра, мм      главного цилиндра, мм 20,64 15,57
Данные для проверок и регулировок
Тип привода сцепления Гидравлический
Толщина ведомого диска (в свободном состоянии) мм:     двигатели 1,3; 1,5 и 1,6 л     двигатель 1,1 л

8,5±0,3 8,0±0,3

Свободный ход педали сцепления, мм 6-13
Высота педали сцепления над полом, мм 160,7
Ход педали сцепления, мм 140
Зазор между рабочим цилиндром и поршнем, мм 0,15
Зазор между главным цилиндром и поршнем, мм 0,15
Применяемые смазочные материалы
Место применения Наименование
Поверхность контакта вилки с подшипником выключения сцепления CASMOLY L9508
Внутренняя поверхность подшипника выключения сцепления CASMOLY L9508
Зеркало рабочего цилиндра,  наружная поверхность поршня и манжета Тормозная жидкость DOT-3 или DOT-4
Шлицы ведомого диска сцепления CASMOLY L9508
Зеркало главного цилиндра и наружная поверхность поршня Тормозная жидкость DOT-3 или DOT-4
Толкатель главного цилиндра, ось толкателя и шайба Смазка для подшипников ступиц колес SAE J310a, NLGI No.2
Ось и втулки педали сцепления SAE   J310a,   смазка   для   шасси, NLGI-No.1
Поверхность контакта вилки выключения сцепления с толкателем рабочего цилиндра CASMOLY L9508
Снятие и установка  сцепления и его привода
Рис. 3.1. Cцепление и его привод: 1 – вилка выключения сцепления; 2 – подшипник выключения сцепления; 3 – болт крепления кожуха сцепления; 4 – кожух сцепления; 5 – ведомый диск сцепления; 6 – трубопровод привода сцепления; 7 – кронштейн педали сцепления; 8 – ось педали сцепления; 9 – педаль сцепления; 10 – главный цилиндр привода сцепления; 11 – рабочий цилиндр привода сцепления; 12 – штуцер прокачки рабочего цилиндра привода сцепления
Сцепление и его привод показаны на рис. 3.1. Удаление воздуха из гидропривода сцепления Прокачку гидропривода сцепления следует проводить каждый раз при снятии соединительного трубопровода, шланга и/или главного цилиндра, а также в случае, когда педаль сцепления становится «мягкой».
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Используйте рабочую жидкость только указанной марки. Не смешивайте жидкости разных марок. Используйте жидкость DOT-3 или DOT-4.
Рис. 3.2. Расположение штуцера прокачки гидропривода сцепления
Ослабьте затяжку штуцера для прокачки на рабочем цилиндре (рис. 3.2). Медленно нажимайте до упора на педаль сцепления до тех пор, пока не прекратится вытекание жидкости. Удерживая педаль в нажатом положении, затяните штуцер прокачки. Долейте до нормального уровня в бачок жидкость требуемой марки. Главный цилиндр гидропривода сцепления
Рис. 3.3. Главный цилиндр привода сцепления: 1 – корпус главного цилиндра привода сцепления; 2 – гайка крепления главного цилиндра привода сцепления; 3 – поршень; 4 – стопорное кольцо; 5 – толкатель с демпфером; 6 – ось толкателя
Главный цилиндр гидропривода сцепления показан на рис. 3.3. Снятие Слейте рабочую жидкость через штуцер прокачки.
Рис. 3.4. Гайка крепления главного цилиндра привода сцепления
Отверните гайку крепления главного цилиндра (рис. 3.4) . Отсоедините трубопроводы и шланги гидропривода сцепления.
Рис. 3.5. Зажим крепления трубопровода к коробке передач
Снимите зажим крепления трубопровода к коробке передач (рис. 3.5). Проверьте шланг и трубопровод на наличие коррозии, раковин и задиров. Установка Присоедините трубопровод к рабочему цилиндру.
Рис. 3.6. Гибкий шланг гидропривода сцепления
Присоедините гибкий шланг и закрепите его зажимом (рис. 3.6). Установите главный цилиндр. Присоедините толкатель к педали сцепления. Прокачайте гидропривод сцепления. Разборка Снимите стопорное кольцо поршня. Выньте толкатель в сборе с поршнем, при этом следите за тем, чтобы не повредить корпус и поршень цилиндра. Проверка технического состояния Проверьте зеркало цилиндра на наличие коррозии, раковин и задиров. Проверьте манжету цилиндра на наличие износа или перекоса. Проверьте поршень на наличие коррозии, раковин иди задиров. Проверьте чистоту трубопровода. Проверьте с помощью нутромера внутренний диаметр цилиндра и с помощью микрометра наружный диаметр поршня. Если зазор между поршнем и цилиндром превышает предельно допустимый размер (0,15 мм), замените главный цилиндр или поршень. Сборка Нанесите  рабочую жидкость DOT-3 или DOT-4 на зеркало цилиндра и наружную поверхность поршня. Вставьте поршень в цилиндр. Установите стопорное кольцо поршня. Установите толкатель. Присоедините шланг к корпусу цилиндра. Педаль сцепления
Рис. 3.7. Педаль сцепления и кронштейн ее крепления: 1 – выключатель блокировки зажигания; 2 – кронштейн педали; 3 – болт крепления кронштейна педали; 4 – ось педали; 5 – внутренняя втулка педали; 6 – возвратная пружина; 7 – наружная втулка педали; 8 – внутренняя втулка педали; 9 – пружинная шайба; 10 – гайка оси педали; 11 – упор педали; 12 – педаль сцепления
Педаль сцепления и кронштейн ее крепления показаны на рис. 3.7. Снятие
Рис. 3.8. Шплинт оси толкателя педали сцепления
Снимите шплинт и шайбу (рис. 3.8).
Рис. 3.9. Гайки крепления педали сцепления
Отверните болты крепления педали (рис. 3.9). Проверка технического состояния Проверьте следующее: – ось и втулку педали на наличие износа; – педаль сцепления на наличие изгиба и перекоса; – возвратную пружину на наличие повреждения или ослабления; – площадку педали на наличие повреждения или износа;
Рис. 3.10. Измерение высоты педали сцепления над полом
– высоту педали над полом А (от наружной поверхности площадки педали до пола) (рис. 3.10). Она должна быть 160,7 мм. Если высота педали над полом не соответствует норме, отрегулируйте ее, как указано ниже.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ При регулировке высоты педали следите за тем, чтобы толкатель не смещался в сторону главного цилиндра.
1. Болтом отрегулируйте высоту педали, после чего затяните контргайку.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ После регулировки затяните болт так, чтобы он касался упора педали, после чего затяните контргайку.
Рис. 3.11. Высота над полом и ход педали сцепления
2. Вращением толкателя отрегулируйте его длину на новую высоту педали (рис. 3.11), после чего закрепите толкатель гайкой.
Рис. 3.12. Свободный ход педали сцепления
По окончании регулировки убедитесь, что свободный ход педали сцепления (измеряемый от поверхности площадки педали) находится в пределах 6–13 мм (рис. 3.12). Если свободный ход педали сцепления не соответствует норме, значит, в гидропривод попал воздух или неисправен главный цилиндр. Прокачайте гидропривод и проверьте главный цилиндр или сцепление.
Рис. 3.13. Схема проверки целости электрической цепи между контактами выключателя
Проверка выключателя блокировки зажигания. Проверьте целость электрической цепи между контактами выключателя (рис. 3.13). Установка
Рис. 3.14. Места нанесения универсальной смазки
Нанесите универсальную смазку в местах, указанных стрелками на рис. 3.14. Заверните гайки (рис. 3.9). Установите шплинт оси педали сцепления. Кожух сцепления и ведомый диск
Рис. 3.15. Кожух сцепления и ведомый диск: 1 – вилка выключения сцепления; 2 – подшипник выключения сцепления; 3 – болт крепления кожуха сцепления; 4 – кожух сцепления; 5 – ведомый диск сцепления
Кожух сцепления и ведомый диск показаны на рис. 3.15. Снятие Слейте жидкость из гидропривода сцепления и масло из картера коробки передач. Снимите коробку передач (см. подраздел «Коробка передач»). Вставьте оправку 09411-25000 в отверстие ступицы ведомого диска, чтобы не допустить его падения. Ослабьте крест-накрест затяжку болтов крепления кожуха сцепления к маховику.
Рис. 3.16. Ослабление болтов крепления кожуха сцепления к маховику
Болты отвертывайте поочередно, каждый раз на один-два оборота, чтобы предотвратить коробление фланца кожуха (рис. 3.16).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Не применяйте растворители для очистки ведомого диска и подшипника выключения сцепления.
Поверка технического состояния Кожух сцепления. Проверьте концы лепестков диафрагменной пружины на наличие износа и разности высот. Проверьте поверхность нажимного диска на наличие износа, трещин и изменение цвета. Проверьте наличие ослабленных заклепок и при необходимости замените кожух сцепления. Ведомый диск. Проверьте фрикционные накладки на наличие ослабленных заклепок, следов неравномерного прилегания, повреждений от прихватывания, налипания масла или смазки. При необходимости замените поврежденный ведомый диск.
Рис. 3.17. Проверка толщины ведомого диска в свободном (ненагруженном) состоянии
Проверьте толщину ведомого диска в свободном состоянии (рис. 3.17). Проверьте пружины диска на наличие люфта и повреждений, при необходимости замените неисправный диск. Очистите шлицы первичного вала коробки передач и установите ведомый диск. При затрудненном перемещении диска по шлицам вала или наличии его чрезмерного зазора замените ведомый диск и/или первичный вал коробки передач.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ В подшипник выключения сцепления заложена смазка. Не применяйте растворители для чистки подшипника.
Подшипник выключения сцепления. Проверьте подшипник выключения сцепления на наличие  заедания,  повреждений  или  повышенного шума. Проверьте точки контакта диафрагменной пружины с обоймой подшипника на наличие износа. Замените подшипник при сильном износе мест контакта с вилкой выключения сцепления. Вилка выключения сцепления. Замените вилку выключения сцепления при сильном износе в местах контакта с подшипником выключения сцепления. Установка Нанесите универсальную смазку на вилку выключения сцепления в местах контакта с подшипником выключения сцепления и рабочим цилиндром.
Рис. 3.18. Место нанесения универсальной смазки на вилке выключения сцепления
Нанесите смазку (см. рис. 3.18). Нанесите универсальную смазку в канавку подшипника выключения сцепления. Рекомендуемая смазка – CASMOLY L9508. Нанесите универсальную смазку CASMOLY L9508 на вилку выключения сцепления в месте контакта с осью рычага выключения сцепления. Тщательно очистите поверхности маховика и нажимного диска тонкозернистой шкуркой и убедитесь в отсутствии на них следов масла или смазки. Нанесите небольшое количество универсальной смазки CASMOLY L9508 на шлицы ступицы ведомого диска и первичного вала коробки передач.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Рис. 3.19. Болты крепления рабочего цилиндра сцепления
При установке сцепления не наносите слишком много смазки в указанные на рис. 3.19 места, так как это может привести к пробуксовке и рывкам при работе сцепления.
С помощью оправки 09411-25000 установите ведомый диск на маховик стороной с заводской маркировкой к нажимному диску. Установите на маховик кожух сцепления и вверните шесть болтов крепления. Затяните болты крест-накрест моментом 15–22 Н·м. Болты затягивайте поочередно, каждый раз на один-два оборота, чтобы предотвратить коробление фланца кожуха сцепления. Выньте оправку для центрирования ведомого диска. Установите коробку передач (см. подраздел «Коробка передач»). Отрегулируйте свободный ход педали сцепления.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Наносите только необходимое количество смазки. Излишек смазки может вызвать пробуксовку и рывки при работе сцепления.
Рабочий цилиндр привода  сцепления Снятие Отсоедините от рабочего цилиндра соединительный трубопровод.
Рис. 3.20. Удаление поршня из цилиндра
Отверните болт крепления рабочего цилиндра (рис. 3.20). Проверка технического состояния Проверьте рабочий цилиндр на наличие следов утечки жидкости. Проверьте чехол рабочего цилиндра на наличие повреждений. Разборка Отсоедините от цилиндра соединительный шланг, снимите пластину клапана, пружину, толкатель и чехол. Тщательно удалите грязь вокруг расточки рабочего цилиндра под поршень. Удалите поршень из цилиндра струей сжатого воздуха, направленного в цилиндр (рис. 3.20).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Предварительно накройте рабочий цилиндр ветошью, так как поршень может вылететь с большой скоростью и нанести травму.
Давление воздуха увеличивайте постепенно, чтобы предотвратить выброс тормозной жидкости и ее попадание в глаза или на кожу. Проверка технического состояния Проверьте зеркало рабочего цилиндра на отсутствие коррозии или повреждений. С помощью нутромера проверьте внутренний диаметр цилиндра в трех местах (в нижней, средней и верхней частях). Если зазор между поршнем и цилиндром превышает предельно допустимый, замените рабочий цилиндр. Предельно допустимый зазор между поршнем и цилиндром 0,15 мм. Сборка Нанесите тормозную жидкость требуемой марки на внутреннюю поверхность рабочего цилиндра и наружную поверхность поршня и манжету поршня и установите поршень в цилиндр. Используемая жидкость: тормозная жидкость DOT-3 или DOT-4. Установка Установите пластину клапана, толкатель и чехол. Нанесите на ось толкателя смазку CASMOLY L9508. Установите рабочий цилиндр привода сцепления и присоедините к нему трубопровод.
Рис. 3.21. Болты крепления рабочего цилиндра сцепления
Вверните болты крепления рабочего цилиндра (рис. 3.21). Полезные сведения  и советы Причины пробуксовки сцепления или его неполного выключения  при нажатии на педаль Пробуксовка сцепления проявляется в том, что при вполне исправном двигателе автомобиль плохо преодолевает подъемы, медленно разгоняется. Это может быть вызвано замасливанием или сильным износом дисков, снижением упругости пружин, отсутствием свободного хода педали сцепления. Неполное выключение сцепления вызывает затруднение и шум при переключении передач и может привести к преждевременному выходу из строя синхронизаторов и  ускоренному износу зубьев коробки передач. Эта неисправность чаще всего возникает при загрязнении, перекосе или деформации дисков, неправильной регулировке положения рычагов выключения, слишком большом свободном ходе педали сцепления. Следует иметь в виду, что шум в коробке передач – это не всегда следствие неполного выключения сцепления. Шум может возникать при износе или неправильной регулировке подшипников, износе или неправильном зацеплении конических шестерен. Сильный стук в указанных местах свидетельствует о наличии серьезной неисправности, требующей немедленной остановки автомобиля и ремонта агрегата. Причины затрудненного  переключения передач или  их самопроизвольного выключения Затрудненное переключение передач или их самопроизвольное выключение – результат износа замков и фиксаторов или привода механизма переключения передач. Здесь без серьезного ремонта не обойтись. Предупредить подобные неисправности можно следующими способами: периодически тщательно проверять надежность крепления всех агрегатов и деталей силовой передачи, следить за уровнем масла в коробке передач и своевременно его менять.

hyundai-getzmanual.narod.ru

Hyundai Getz | Проверка сцепления

Проверка сцепления

Износ ведомого диска в установленном состоянии распознать нельзя. Первым признаком износа является проскальзывание сцепления.

Скользящее сцепление обращает на себя внимание сначала на наивысшей передаче при движении с грузом. Двигатель набирает обороты, а скорость остается прежней. Определенное понятие об износе вы сможете получить, проделав следующий опыт, который не следует повторять слишком часто.

Проскальзывает сцепление или нет?

  1. Поставить автомобиль на ручной тормоз, запустить двигатель.
  2. Включить третью передачу, медленно выжать сцепление и дать газ.
  3. При хорошем ручном тормозе двигатель должен заглохнуть.
  4. Если двигатель продолжает работать, нужно ремонтировать сцепление.

Не «ведет» ли сцепление?

Если коробка передач трудно переключается даже при прогретом двигателе или процесс переключения сопровождается царапающими или скрипящими звуками, то скорее всего, сцепление полностью не выключается, т. е. его «ведет». Повреждениями коробки передач подобный эффект вызывается довольно редко. Чтобы быть полностью уверенными, мы проведем опыт с первой или задней передачей:

  1. Оставить двигатель работать в режиме холостого хода.
  2. Полностью выжать педаль сцепления, подождать примерно три секунды, а потом попробовать включить первую или заднюю передачи.
  3. Если передача включается с трудом или слышно скрипение коробки передач, это означает, что сцепление «ведет». Ведомый диск вращается таким образом не совсем свободно.
  4. Проконтролировать гидравлику сцепления и прокачать.
  5. Еще раз провести вышеописанный опыт.
  6. Другие причины неразделяющегося сцепления приведены в перечне неисправностей в конце главы.

automn.ru