3.1.2.11 Снятие и установка головки блока цилиндров. Ремонт гбц хендай соната


Hyundai Sonata | Ремонт головки блока цилиндров

1. Снимите головку блока цилиндров и очистите ее от грязи.
2. Используя приспособление для сжатия пружины клапана, сожмите каждую пружину и снимите сухари с торца клапана. Снимите приспособление для сжатия пружины и извлеките тарелку пружины и пружину. Плоскогубцами, соблюдая осторожность, извлеките маслоотражательный колпачок со штока клапана. Извлеките нижнюю тарелку пружины. Имейте в виду, что нижние тарелки пружины впускного (В) и выпускного (А) клапана отличаются.
3. Когда пружина клапана сжата и тарелка пружины не снимается с сухарей, необходимо ударить молотком через деревянный брусок по чашке пружины, что приведет к освобождению сухарей.
4. Извлеките клапан через камеру сгорания. Каждый клапан храните в отдельном полиэтиленовом пакете вместе с тарелкой пружины, пружиной, нижней тарелкой пружины и сухарями для дальнейшей установки их на свои места.
5. Проверьте состояние седел клапанов. Если они прожжены, изношены или имеют дефекты, их необходимо заменить. Если износ седла клапана незначителен, их необходимо притереть. Проверьте направляющие втулки клапанов на износ, вставляя в них стержень клапана и перемещая его в сторону. Перемещение должно быть незначительным.
6. Используя металлическую линейку и щуп, проверьте плоскостность сопрягаемой поверхности головки блока цилиндров. При неплоскостности более чем 0,1 мм необходимо перешлифовать головку, при этом высота ее должна соответствовать требованиям.
7. Проверьте состояние гнезд толкателей в головке блока цилиндров. Если гнезда толкателей изношены, замените головку блока цилиндров. Также проверьте состояние отверстий в головке блока цилиндров для подачи масла к гидравлическим толкателям.
8. На двигателях с большим сроком эксплуатации, возможно, загрязнения попали внутрь гидравлического клапана, поэтом рекомендуется каждый раз при разборке головки блока цилиндров разбирать и очищать гидравлические толкатели. Запасные части к гидравлическим толкателям не поступают в продажу, поэтому при выходе из строя любой детали толкателя необходимо заменить гидравлический толкатель в сборе (см. рис. Детали гидравлического толкателя).
9. Снимите подшипник с верхней части цилиндра гидравлического толкателя, при этом не деформируйте его. Извлеките из цилиндра гидравлического толкателя плунжер и пружину. Лезвием маленькой отвертки, соблюдая осторожность, снимите крышку с основания плунжера и извлеките пружину и шарик.
10. Очистите детали гидравлического толкателя керосином или растворителем и протрите или высушите детали толкателя. Проверьте состояние пружин и, при наличии повреждений или деформации, замените гидравлический толкатель в сборе.
11. Смажьте детали гидравлического толкателя чистым моторным маслом и соберите толкатель.
12. Переверните плунжер и вставьте шарик (1) в отверстие (2) в основании плунжера.
13. Установите маленькую пружину (1) в крышку плунжера, затем, соблюдая осторожность, установите крышку с пружиной. Проверьте, что пружина поджимает шарик (2).
14. Используя лезвие отвертки, вдавите крышку в канавку плунжера.
15. Установите большую пружину на крышку плунжера.
16. Установите плунжер с пружиной в цилиндр гидравлического толкателя.
17. Установите подшипник (1) на верхнюю часть плунжера и, соблюдая осторожность, руками сожмите плунжер до четкой фиксации подшипника в канавке цилиндра толкателя (2).
18. На некоторых двигателях в головке блока цилиндров установлен клапан (указан стрелкой), стабилизирующий давление масла, подаваемого к толкателям клапанов. Для извлечения клапана вывинтите резьбовую пробку и метчиком М10 извлеките клапан из гнезда. При установке нового клапана соблюдайте чистоту, чтобы загрязнения не попали в масляные каналы.
19. Смажьте стержни клапанов моторным маслом и вставьте их на свои места. Клапана установите на те места, где они были притерты.
20. Установите нижнюю тарелку пружины.
21. В комплекте новых маслоотражательных колпачков имеется установочная втулка, которая устанавливается на стержень клапана и защищает рабочие кромки маслоотражательных колпачков при их установке. Установите установочную втулку на стержень клапана, опустите маслоотражательный колпачок в свежее моторное масло и установите его по стержню клапана на место, соблюдая осторожность, чтобы не повредить его рабочие кромки. Для установки маслоотражательных колпачков используйте специальную металлическую оправку.
22. Установите клапанную пружину и верхнюю тарелку пружину.
23. Специальным приспособлением сожмите клапанную пружину и установите сухари в выемки стержня клапана и смажьте их. Снимите приспособление для сжатия пружины. Повторите эту операцию на остальных клапанах.
24. Молотком через деревянный брусок постучите по торцу стержня клапана для того, чтобы все элементы клапана четко установились на свои места.
25. На двигателях 1,6 (16 SH), 1,8 и 2,0 л при снятой головке блока цилиндров замените уплотнительное кольцо кожуха термостата.

automn.ru

Снятие и разборка головки блока Хендай Соната Hyundai Sonata (хундай)

Двести исследователей работают день и ночь, развивается Новое поколение экологически чистых автомобилей и работают они на топливных элементах электрических машин. Hyundai даёт надежду объединить усилия и Hyundai дилерского фонда. На наших 90000 квадратных футов в Южной Калифорнии проектно-конструкторская база, где более 150 дизайнеров, инженеров, руководителей и модели техники используют самые передовые технологии, глинисто-моделирования и графических технологиий для того, чтобы следующее поколение Hyundai представляло собой передовую автомобильную технологию и дизайна.
Снятие и разборка
Рисунок 2.33. Головка блока цилиндров: 1 – болт крепления головки цилиндров, 63 Н·м +ослабить все болты +20 Н·м +довернуть на угол 90° +довернуть на угол 90°; 2 – шайба; 3 – сухари; 4 – тарелка пружины; 5 – маслосъемный колпачок; 6 – пружина; 7 – седло пружины; 8 – направляющая втулка выпускного клапана; 9 – седло впускного клапана; 10 – впускной клапан; 11 – блок цилиндров; 12 – прокладка головки блока цилиндров; 13 – выпускной клапан; 14 – седло выпускного клапана; 15 – головка блока цилиндров; 16 – направляющая втулка впускного клапана
Элементы головки блока цилиндров показаны на Рисунок 2.33.
Рисунок 2.34. Последовательность выворачивания болтов крепления головки блока цилиндров
Специальным инструментом 0921–32001 в последовательности, показанной на Рисунок 2.34, выверните болты крепления головки блока цилиндров.
Рисунок 2.35. Использование специальных приспособлений для сжатия пружины клапана
Специальным инструментом (09222– 28000, 09222–28100) сожмите пружины клапана и снимите сухари (Рисунок 2.35). Затем снимите тарелку пружины, пружину клапана, седло пружины и клапан.
Плоскогубцами снимите маслосъемный колпачок.
Головка блока цилиндров
Проверьте головку блока цилиндров на отсутствие трещин, повреждений и утечек охлаждающей жидкости. При наличии трещины замените головку блока цилиндров.
Полностью удалите окалину, герметик и отложения нагара. После очистки смазочных каналов продуйте их сжатым воздухом.
Рисунок 2.36. Направления измерения плоскостности привалочной поверхности головки блока цилиндров
Металлической линейкой и щупом в направлениях, показанных на Рисунок 2.36, проверьте плоскостность привалочной поверхности головки блока. Если допустимая плоскостность превышена в любом направлении, замените или перешлифуйте головку.
Номинальное отклонение от плоскостности менее 0,03 мм, предельно допустимое отклонение – 0,2 мм.
Проволочной щеткой хорошо очистите клапан.
Осмотрите каждый клапан на наличие износа, повреждений, деформации тарелки и штока, при необходимости отремонтируйте или замените его.
Если торец штока изъеден или изношен, по мере необходимости восстановите фаски. Это восстановление должно быть ограничено минимальным снятием металла.
Проверьте ширину рабочих фасок. Замените клапан, если рабочая фаска изношена до минимально допустимого предела.
Номинальная толщина фаски, мм:
впускные клапаны.....1,0
выпускные клапаны.....1,5
Предельно допустимая толщина кромки, мм:
впускные клапаны.....0,7
выпускные клапаны.....1,0
Пружины клапана
Измерьте длину каждой пружины в свободном состоянии. Если длина пружины отличается от требуемой, замените ее.
Установите пружину на плоскую горизонтальную поверхность и угольником измерьте отклонение верхней части пружины от вертикальной плоскости.
Длина пружины в свободном состоянии – 45,82 мм, под нагрузкой 25,3 кг –40 мм.
Предельно допустимая длина пружины в свободном состоянии – 44,82 мм. Отклонение пружины от вертикальной плоскости – не более 1,5°.
Предельно допустимое отклонение пружины от вертикальной плоскости – не более 4°.
Направляющие втулки клапанов
Проверьте зазор между штоком и направляющей втулкой клапана. Если зазор превышает предельно допустимый, замените направляющую втулку клапана на втулку увеличенного размера.
Номинальный зазор между штоком и направляющей втулкой клапана, мм:
впускные клапаны.....0,02–0,047
выпускные клапаны.....0,05–0,085
Предельно допустимый зазор между штоком и направляющей втулкой клапана, мм:
впускные клапаны.....0,1
выпускные клапаны.....0,15
Ремонт седла клапана
Проверьте седло клапана на наличие перегрева и равномерность контакта с рабочей поверхностью клапана. При необходимости отремонтируйте или замените седло клапана.
Перед ремонтом седла клапана проверьте износ направляющей втулки клапана. Если направляющая втулка клапана изношена, замените ее, а затем отремонтируйте седло.
Ремонт седла клапана проводится наждачным кругом или фрезой. Ширина рабочей фаски седла клапана должна быть в пределах, указанных в технических данных, и отцентрована с рабочей поверхностью клапана.
После ремонта клапан и седло клапана необходимо притереть с использованием притирочной пасты.
Замена седла клапана
Рисунок 2.37. Зона срезания стенки старого вставного седла и размеры расточки гнезда седла: а – зона срезания; b – новое отверстие;
с – старое отверстие; D – диаметр седла
Любое седло клапана, которое выработало срок эксплуатации, можно снять после срезания большей части его стенки с помощью специального инструмента (Рисунок 2.37).
После извлечения седла разверткой или резцом обработайте его отверстие до значений, указанных в табл. 2.5.
Припуски для установки седла клапана
Нагрейте головку цилиндров до температуры 250 °С и запрессуйте в нее седло клапана увеличенного размера, седло должно быть нормальной (комнатной) температуры. Притирочной пастой притрите клапан к новому седлу.
Ширина контакта седла клапана – 0,9–1,3 мм.
Замена направляющей клапана
Рисунок 2.38. Использование специальных инструментов 09222– 21200 A и 09222– 21200 В для выпрессовки направляющей (1) клапана из головки (2) блока цилиндров
Специальным инструментом 09222–21200 A и прессом выдавите направляющую клапана в сторону блока цилиндров (Рисунок 2.38).
Обработайте отверстие в головке блока цилиндров для новой направляющей клапана до размера новой направляющей клапана большего размера. Размер отверстия в головке блока цилиндров должен превышать номинальный и соответствовать значениям, приведенным в табл. 2.6.
Ремонтные  размеры  направляющей клапана
Используя специальный инструмент 09222–21200 A и 09222–21200 B, запрессуйте направляющую клапана. Направляющая клапана должна быть запрессована с верхней стороны головки блока цилиндров. Помните, что направляющие втулки впускного и выпускного клапанов отличаются по длине (46 мм – впускная и 54,5 мм – выпускная).
Запрессовывайте направляющую втулку клапана только увеличенного размера.
После запрессовки направляющих втулок клапанов вставьте новые клапаны и проверьте зазор между штоком клапана и направляющей втулкой.
При замене направляющих втулок клапанов проверьте и при необходимости замените седла клапанов.
Сборка и установка головки блока цилиндров
Установите седла пружин.
Рисунок 2.39. Использование приспособления 09222– 22001 (1) для установки маслосъемного колпачка (2) на направляющую клапана и седло (3) пружины клапана
Специальным инструментом (09222– 22001) установите маслосъемный колпачок (Рисунок 2.39).
Перед установкой тщательно протрите каждую деталь.На поверхности вращения и скольжения нанесите моторное масло.
Не используйте повторно старые маслосъемные колпачки.Неправильная установка маслосъемного колпачка может привести к утечке масла через направляющую втулку клапана.
Нанесите тонкий слой моторного масла на шток каждого клапана. Вставьте клапаны в направляющие втулки клапанов. Не прилагайте силу при вводе клапана в маслосъемный колпачок. После установки проверьте плавность перемещения клапана.
Рисунок 2.40. Расположение пружины клапана:
1 – держатель пружины; 2 – маслосъемный колпачок; 3 – седло пружины; 4 – пружина клапана;
5 – витки пружины, покрытые эмалью
Установите пружины клапана так, чтобы сторона, покрытая эмалью, была направлена к тарелке пружины (Рисунок 2.40).
Специальным приспособлением сожмите пружину клапана и установите сухари (см. Рисунок 2.35). Проверьте правильность расположения сухарей в верхнем держателе пружины, медленно разожмите и снимите приспособление для сжатия пружины.
Когда пружина сжата, проверьте, чтобы маслосъемный колпачок не был прижат к основанию сухарей.
Очистите обе привалочные поверхности блока цилиндров и головки блока.
Проверьте идентификационные метки на прокладке головки блока цилиндров.
Установите новую прокладку головки блока цилиндров так, чтобы поверхность с идентификационной меткой была направлена к головке блока.
Измерьте длину каждого болта крепления головки блока цилиндров. Максимальная допустимая длина составляет 99,4 мм
Установите головку на блок цилиндров.
Рисунок 2.41. Последовательность затяжки болтов крепления головки блока цилиндров
Вверните болты крепления головки блока цилиндров в последовательности, показанной на Рисунок 2.41.
Затягивайте болты в несколько этапов:
– новые болты – 63 Н·м + ослабить все болты +20 Н·м + довернуть на угол 90° + довернуть на угол 90°;
– ранее использованные болты – 20 Н·м + довернуть на угол 90° + довернуть на угол 90°.
Двигатели DOHC 2.0 и 2.4 литра Технические данные и характеристики двигателя Моменты затяжки Неисправности двигателяСнятие и установка воздушного фильтраПроверка компрессииРемни привода вспомогательных агрегатовОпоры силового агрегатаСнятие и установка двигателяРемень привода газораспред. механизмаРаспредвалы и коромыслаГоловка блока цилиндровРемонт двигателяВыпускной коллекторВпускной коллектор и расширительная воздушная камераСистема выпуска отработавших газов

Двигатели V6  2.7 литра Моменты затяжкиТехнические данные и характеристики двигателяВозможные неисправностиСнятие воздушного фильтраПроверка компрессииРемни привода вспомогательных агрегатовОпоры силового агрегатаСнятие и установка двигателяРаспредвалы и толкателиЗатяжка болтов крепления головки блока цилиндровРегулировка зазоров клапановРемонт двигателяСнятие, проверка и установка выпускного коллектораСнятие, проверка и установка впускного коллектора и расширительной воздушной камерыСистема выпуска отработавших газов

  Система Смазки Выбор моторного маслаПроверка уровня моторного маслаЗамена моторного маслаМасляный фильтрПроверка датчика давления маслаМасляный насос

  Система охлажденияОсновные сведенияОхлаждающая жидкостьПроверка удельной плотности охлаждающей жидкостиПроверка герметичности системы охлажденияКрышка радиатораТрубки и шланги системы охлажденияДатчик температуры охлаждающей жидкостиВодяной насос двигателей DOHCВодяной насос двигателей V6РадиаторДвигатель вентилятора радиатораТермостат

   Система зажиганияОсновные сведенияТехническая характеристика катушек зажиганияХарактеристики свечей зажигания Возможные неисправностиКатушки зажигания двигателей DOHCКатушки зажигания двигателей V6 2,7 лВыключатель (замок) зажиганияПроверка свечей зажиганияПровода высокого напряжения

  Система питанияМоменты затяжкиРегулировочные данныеТехнические данные и характеристика системы питанияОсновные операции по определению неисправностейВозможные неисправностиСистема распределенного впрыска топлива (MFI)Контрольная лампа неисправностейСистема самодиагностикиОсновные элементы системы питанияПроверка, регулировка и замена элементов системы питания

  Система снижения токсичности отработавших газовВозможные неисправности СТОГРасположение элементов системы снижения токсичности отработавших газовСистема вентиляции картера

hendai-sonata.ru

Hyundai Sonata | Ремонт головки цилиндров

Ремонт головки цилиндров

Разборка

Проверка

Головка блока цилиндров

  1. Осмотрите головку блока цилиндров на отсутствие повреждений, трещин, утечек масла и охлаждающей жидкости. При необходимости, замените головку цилиндров.
  1. Снимите окалину, герметик и нагар. Сжатым воздухом продуйте каналы для смазки.
  1. Металлической линейкой и щупом в шести направлениях A, B... проверьте плоскостность головки блока цилиндров. При необходимости, перешлифуйте головку блока цилиндров.

Стандартное отклонение от плоскостности: менее 0,03 мм. Предельно допустимое отклонение от плоскостности: 0,05 мм.

Клапаны

  1. Проволочной щеткой очистите клапан.
  1. Осмотрите каждый клапан на наличие износа, повреждений и деформации в зонах А и В и, при необходимости, отремонтируйте или замените его. Если торец стержня изъеден или изношен, по мере необходимости восстановите фаски. Это восстановление должно быть ограничено минимальным снятием металла.

Также проверьте толщину рабочих кромок.

Толщина рабочей кромки клапана:

Впускные клапаны: 1,15 мм:

- двигатели 1,8 и 2,0 л: 1,15 мм; - двигатели 1,6 л: 1,1 мм.

Выпускные клапаны:

- двигатели 1,8 и 2,0 л: 1,35 мм; - двигатели 1,6 л: 1,3 мм.

Предельно допустимая толщина рабочей кромки клапана:

Впускные клапаны: 0,8 мм; Выпускные клапаны: 1,0 мм.

Пружина клапана

  1. Осмотрите каждую пружину клапана на отсутствие трещин и повреждений. Измерьте длину пружины в свободном состоянии.
  2. Установите пружину на плоскую горизонтальную поверхность и измерьте отклонение верхней части пружины от вертикальной плоскости.

Двигатели 1,8 и 2,0 л

Длина пружины без нагрузки: 48,86 мм Длина пружины под нагрузкой 18,3 кг: 39 мм Длина пружины под нагрузкой 40,0 кг: 30,5 мм Допустимое отклонение пружины от вертикальной плоскости: не более 1,5° Предельно допустимое отклонение пружины от вертикальной плоскости: не более 3°

Двигатели 1,6 л

Длина пружины без нагрузки: 44 мм

Длина пружины под нагрузкой 21,6 кг: 35 мм Длина пружины под нагрузкой 45,1 кг: 27,2 мм Допустимое отклонение пружины от вертикальной плоскости: не более 1,5° Предельно допустимое отклонение пружины от вертикальной плоскости: не более 4°

Направляющие втулки клапана

Проверьте зазор между стержнем и направляющей втулкой клапана. Если зазор превышает предельно допустимое значение, замените направляющую втулку клапана на втулку увеличенного ремонтного размера.

Двигатели 1,8 и 2,0 л

Зазор между стержнем и направляющей втулкой клапана:

Впускные клапаны: 0,02–0,05 мм Выпускные клапаны: 0,035–0,065 мм

Предельно допустимый зазор между стержнем и направляющей втулкой клапана:

Впускные клапаны: 0,1 мм Выпускные клапаны: 0,13 мм

Двигатели 1,6 л

Зазор между стержнем и направляющей втулкой клапана:

Впускные клапана: 0,03–0,06 мм Выпускные клапана: 0,05–0,08 мм

Предельно допустимый зазор между стержнем и направляющей втулкой клапана:

Впускные клапана: 0,1 мм Выпускные клапана: 0,15 мм

Вставное седло клапана

Проверьте седло клапана на наличие перегрева и нарушения рабочей поверхности, контактирующей с тарелкой клапана. При необходимости отремонтируйте или замените седло клапана.

Перед заменой или ремонтом седла клапана проверьте износ направляющей втулки клапана. Если направляющая втулка клапана изношена, замените ее.

Замена седла клапана

Любое вставное седло клапана, изношенное до предела, необходимо заменить при комнатной температуре срезанием стенки, как показано на рисунке.
  1. После удаления старого седла клапана необходимо расточить гнездо под увеличенный размер седла клапана. Размеры для обработки приведены в таблице.

Увеличенные размеры вставного седла клапана двигателей 1,8 и 2,0 л3

Описание

Метка размера

Высота седла, мм

Диаметр гнезда в головке цилиндров, мм

Седло впускного клапана, увеличенное на 0,3 мм

30

7,5–7,7

33,300–33,325

Седло впускного клапана, увеличенное на 0,6 мм

60

7,8–8,0

33,600–33,625

Седло выпускного клапана, увеличенное на 0,3 мм

30

7,9–8,1

28,800–28,821

Седло выпускного клапана, увеличенное на 0,6 мм

60

8,2–8,4

29,100–29,121

Увеличенные размеры вставного седла клапана двигателей 1,6 л

Описание

Метка размера

Высота седла, мм

Диаметр гнезда в головке цилиндров, мм

Седло впускного клапана, увеличенное на 0,3 мм

30

5,1–5,3

30,700–30,721

Седло впускного клапана, увеличенное на 0,6 мм

60

5,4–5,6

31,000–31,021

Седло выпускного клапана, увеличенное на 0,3 мм

30

6,2–6,4

27,300–27,3211

Седло выпускного клапана, увеличенное на 0,6 мм

60

6,5–6,7

27,600–27,621

  1. Нагрейте головку цилиндров до температуры 250°C и запрессуйте новое седло клапана ремонтного размера. При запрессовке седло клапана должно иметь комнатную температуру.
  2. После установки нового седла клапана необходимо выполнить притирку клапана. Ширина рабочей фаски седла клапана должна быть в пределах технических требований.

Ширина рабочей фаски седла впускного клапана:

- двигатели 1,8 и 2,0 л: 1,1–1,5 мм; - двигатели 1,6 л: 0,8–1,2 мм.

Ширина рабочей фаски седла выпускного клапана: 1,3–1,7 мм

Замена направляющей втулки клапана

  1. Используя приспособление 09221 – 22000 A/B выпрессуйте втулку клапана из головки цилиндров по направлению к блоку цилиндров.
  2. Приставьте к отверстию головки цилиндров новую направляющую втулку клапана увеличенного ремонтного размера.
  1. Приспособлением для установки направляющей втулки клапана 09221–22000 A/B запрессуйте втулку в головку цилиндров. Приспособление обеспечивает запрессовку втулки на строго определенную глубину. Измерьте выступание верхней части направляющей втулки клапана из головки цилиндров. Обратите внимание, что выступание направляющей втулки клапана различно для впускных и выпускных клапанов.
  1. После запрессовки направляющих втулок клапанов вставьте новые клапаны и проверьте зазор.
  2. Каждый раз при замене направляющих втулок клапанов проверьте и, при необходимости, замените седла клапанов.

Увеличенные размеры направляющей втулки клапана

Увеличенные размеры

Метка размера

Диаметр отверстия в головке блока цилиндров

0,05

5

11,050–11,068

0,25

25

11,250–11,268

0,5

50

11,500–11,518

Сборка

  1. Перед установкой очистите все детали.
  2. Нанесите тонкий слой моторного масла на все поверхности скольжения.
  1. Установите седло пружины. Используя специальное приспособление 09222 – 22001, установите маслоотражательный колпачок.
  1. Не используйте повторно старые маслоотражательные колпачки.
  2. Неправильная установка маслоотражательного колпачка неблагоприятно воздействует на его рабочую кромку за счет эксцентриситета и приводит к утечке моторного масла через направляющие втулки клапана.
При установке будьте осторожны, чтобы не перекрутить маслоотражательный колпачок.
  1. Смажьте стержень клапана моторным маслом и установите клапан. При установке клапана не прилагайте больших усилий, чтобы не повредить маслоотражательный колпачок. Проверьте плавность перемещения клапана.
  1. Установите пружины и держатели пружин. Пружины необходимо устанавливать стороной, покрытой эмалью, к держателям пружин.
  1. Специальным приспособлением 09222 – 28000, 09222–28100 сожмите пружину. Установите сухари и снимите специальное приспособление для сжатия пружины.

При сжатии пружины убедитесь, что маслоотражательный колпачок не зажат приспособлением для сжатия пружины.

  1. Очистите все привалочные поверхности блока цилиндров и головки блока цилиндра.
  2. Проверьте наличие маркировки на прокладке головки цилиндров.
  3. Установите новую прокладку головки блока цилиндров так, чтобы поверхность с маркировкой была направлена к головке цилиндров.
  1. В последовательности, показанной на рисунке затяните болты крепления головки цилиндров.

Момент затяжки болтов крепления головки цилиндров двигателей 1,8 и 2,0 л

М10: 25 Н•м + довернуть на угол 60–65° + довернуть на угол 60–65° М12: 30 Н•м + довернуть на угол 60–65° + довернуть на угол 60–65°

Момент затяжки болтов крепления головки цилиндров двигателей 1,6 л:

30 Н•м + довернуть на угол 90° + ослабить все болты + 30 Н•м + довернуть на угол 90°

automn.ru

Устройство, обслуживание и ремонт Хундай (Хендай) Соната - Головка блока цилиндров // Hyundai Sonata

Снятие и разборка

Рис. 2.33. Головка блока цилиндров: 1 – болт крепления головки цилиндров, 63 Н·м +ослабить все болты +20 Н·м +довернуть на угол 90° +довернуть на угол 90°; 2 – шайба; 3 – сухари; 4 – тарелка пружины; 5 – маслосъемный колпачок; 6 – пружина; 7 – седло пружины; 8 – направляющая втулка выпускного клапана; 9 – седло впускного клапана; 10 – впускной клапан; 11 – блок цилиндров; 12 – прокладка головки блока цилиндров; 13 – выпускной клапан; 14 – седло выпускного клапана; 15 – головка блока цилиндров; 16 – направляющая втулка впускного клапана

Элементы головки блока цилиндров показаны на рис. 2.33 .

Рис. 2.34. Последовательность выворачивания болтов крепления головки блока цилиндров

Специальным инструментом 0921–32001 в последовательности, показанной на рис. 2.34 , выверните болты крепления головки блока цилиндров.

Рис. 2.35. Использование специальных приспособлений для сжатия пружины клапана

Специальным инструментом (09222– 28000, 09222–28100) сожмите пружины клапана и снимите сухари ( рис. 2.35 ). Затем снимите тарелку пружины, пружину клапана, седло пружины и клапан.

Плоскогубцами снимите маслосъемный колпачок.

Проверка

Головка блока цилиндров

Проверьте головку блока цилиндров на отсутствие трещин, повреждений и утечек охлаждающей жидкости. При наличии трещины замените головку блока цилиндров.

Полностью удалите окалину, герметик и отложения нагара. После очистки смазочных каналов продуйте их сжатым воздухом.

Рис. 2.36. Направления измерения плоскостности привалочной поверхности головки блока цилиндров

Металлической линейкой и щупом в направлениях, показанных на рис. 2.36 , проверьте плоскостность привалочной поверхности головки блока. Если допустимая плоскостность превышена в любом направлении, замените или перешлифуйте головку.

Номинальное отклонение от плоскостности менее 0,03 мм, предельно допустимое отклонение – 0,2 мм.

Клапаны

Проволочной щеткой хорошо очистите клапан.

Осмотрите каждый клапан на наличие износа, повреждений, деформации тарелки и штока, при необходимости отремонтируйте или замените его.

Если торец штока изъеден или изношен, по мере необходимости восстановите фаски. Это восстановление должно быть ограничено минимальным снятием металла.

Проверьте ширину рабочих фасок. Замените клапан, если рабочая фаска изношена до минимально допустимого предела.

Номинальная толщина фаски, мм:

впускные клапаны.....1,0

выпускные клапаны.....1,5

Предельно допустимая толщина кромки, мм:

впускные клапаны.....0,7

выпускные клапаны.....1,0

Пружины клапана

Измерьте длину каждой пружины в свободном состоянии. Если длина пружины отличается от требуемой, замените ее.

Установите пружину на плоскую горизонтальную поверхность и угольником измерьте отклонение верхней части пружины от вертикальной плоскости.

Длина пружины в свободном состоянии – 45,82 мм, под нагрузкой 25,3 кг –40 мм.

Предельно допустимая длина пружины в свободном состоянии – 44,82 мм. Отклонение пружины от вертикальной плоскости – не более 1,5°.

Предельно допустимое отклонение пружины от вертикальной плоскости – не более 4°.

Направляющие втулки клапанов

Проверьте зазор между штоком и направляющей втулкой клапана. Если зазор превышает предельно допустимый, замените направляющую втулку клапана на втулку увеличенного размера.

Номинальный зазор между штоком и направляющей втулкой клапана, мм:

впускные клапаны.....0,02–0,047

выпускные клапаны.....0,05–0,085

Предельно допустимый зазор между штоком и направляющей втулкой клапана, мм:

впускные клапаны.....0,1

выпускные клапаны.....0,15

Ремонт седла клапана

Проверьте седло клапана на наличие перегрева и равномерность контакта с рабочей поверхностью клапана. При необходимости отремонтируйте или замените седло клапана.

Перед ремонтом седла клапана проверьте износ направляющей втулки клапана. Если направляющая втулка клапана изношена, замените ее, а затем отремонтируйте седло.

Ремонт седла клапана проводится наждачным кругом или фрезой. Ширина рабочей фаски седла клапана должна быть в пределах, указанных в технических данных, и отцентрована с рабочей поверхностью клапана.

После ремонта клапан и седло клапана необходимо притереть с использованием притирочной пасты.

Замена седла клапана

Рис. 2.37. Зона срезания стенки старого вставного седла и размеры расточки гнезда седла: а – зона срезания; b – новое отверстие;

с – старое отверстие; D – диаметр седла

Любое седло клапана, которое выработало срок эксплуатации, можно снять после срезания большей части его стенки с помощью специального инструмента ( рис. 2.37 ).

После извлечения седла разверткой или резцом обработайте его отверстие до значений, указанных в табл. 2.5.

Таблица 2.5

Припуски для установки седла клапана

Нагрейте головку цилиндров до температуры 250 °С и запрессуйте в нее седло клапана увеличенного размера, седло должно быть нормальной (комнатной) температуры. Притирочной пастой притрите клапан к новому седлу.

Ширина контакта седла клапана – 0,9–1,3 мм.

Замена направляющей клапана

Рис. 2.38. Использование специальных инструментов 09222– 21200 A и 09222– 21200 В для выпрессовки направляющей (1) клапана из головки (2) блока цилиндров

Специальным инструментом 09222–21200 A и прессом выдавите направляющую клапана в сторону блока цилиндров ( рис. 2.38 ).

Обработайте отверстие в головке блока цилиндров для новой направляющей клапана до размера новой направляющей клапана большего размера. Размер отверстия в головке блока цилиндров должен превышать номинальный и соответствовать значениям, приведенным в табл. 2.6.

Таблица 2.6

Ремонтные  размеры  направляющей клапана

Используя специальный инструмент 09222–21200 A и 09222–21200 B, запрессуйте направляющую клапана. Направляющая клапана должна быть запрессована с верхней стороны головки блока цилиндров. Помните, что направляющие втулки впускного и выпускного клапанов отличаются по длине (46 мм – впускная и 54,5 мм – выпускная).

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Запрессовывайте направляющую втулку клапана только увеличенного размера.

После запрессовки направляющих втулок клапанов вставьте новые клапаны и проверьте зазор между штоком клапана и направляющей втулкой.

При замене направляющих втулок клапанов проверьте и при необходимости замените седла клапанов.

Сборка и установка головки блока цилиндров

Установите седла пружин.

Рис. 2.39. Использование приспособления 09222– 22001 (1) для установки маслосъемного колпачка (2) на направляющую клапана и седло (3) пружины клапана

Специальным инструментом (09222– 22001) установите маслосъемный колпачок ( рис. 2.39 ).

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Перед установкой тщательно протрите каждую деталь.

На поверхности вращения и скольжения нанесите моторное масло.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Не используйте повторно старые маслосъемные колпачки.

Неправильная установка маслосъемного колпачка может привести к утечке масла через направляющую втулку клапана.

Нанесите тонкий слой моторного масла на шток каждого клапана. Вставьте клапаны в направляющие втулки клапанов. Не прилагайте силу при вводе клапана в маслосъемный колпачок. После установки проверьте плавность перемещения клапана.

Рис. 2.40. Расположение пружины клапана:

1 – держатель пружины; 2 – маслосъемный колпачок; 3 – седло пружины; 4 – пружина клапана;

5 – витки пружины, покрытые эмалью

Установите пружины клапана так, чтобы сторона, покрытая эмалью, была направлена к тарелке пружины ( рис. 2.40 ). Специальным приспособлением сожмите пружину клапана и установите сухари (см. рис. 2.35 ). Проверьте правильность расположения сухарей в верхнем держателе пружины, медленно разожмите и снимите приспособление для сжатия пружины.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Когда пружина сжата, проверьте, чтобы маслосъемный колпачок не был прижат к основанию сухарей.

Очистите обе привалочные поверхности блока цилиндров и головки блока.

Проверьте идентификационные метки на прокладке головки блока цилиндров.

Установите новую прокладку головки блока цилиндров так, чтобы поверхность с идентификационной меткой была направлена к головке блока.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Измерьте длину каждого болта крепления головки блока цилиндров.

Максимальная допустимая длина составляет 99,4 мм

.

Установите головку на блок цилиндров.

Рис. 2.41. Последовательность затяжки болтов крепления головки блока цилиндров

Вверните болты крепления головки блока цилиндров в последовательности, показанной на рис. 2.41 .

Затягивайте болты в несколько этапов:

– новые болты – 63 Н·м + ослабить все болты +20 Н·м + довернуть на угол 90° + довернуть на угол 90°;

– ранее использованные болты – 20 Н·м + довернуть на угол 90° + довернуть на угол 90°.

www.hyundai-sto.ru

Hyundai Sonata | Ремонт головки блока цилиндров и клапанов

Седла клапанов

Если седла клапанов сильно изношены или лопнули, можно вставить новые посадочные кольца седел клапанов, причем нужно рассверлить головку блока цилиндров под соответствующие размеры. Посадочные седла клапанов непременно должны быть приработаны концентрически с направляющими втулками клапанов.

Клапаны

Проверьте стержни клапанов на повышенный износ, образование выемок или трещин. Приложите стальную линейку вдоль хорошо очищенных стержней клапанов и проверьте, прямые ли стержни. Деформации не допускаются, так как в противном случае стержни может заклинить в направляющих. Проверьте тарелки клапанов на наличие окалины или образование трещин. Расстояние между верхней поверхностью клапана и его верхней кромкой (ширина кромок клапана) должно быть не менее 0,8 мм.

Направляющие втулки клапанов

Рис. 74. Проверка зазора между стержнем и направляющей втулкой клапана

Направляющие втулки встроены в головку блока цилиндров. Если зазор между стержнем клапана и направляющей втулкой слишком большой, то направляющие втулки клапана надо развернуть. Сначала проверьте зазор. Для этого вставьте клапан, как показано на рис. 74, в головку блока цилиндров и подвигайте его вверх-вниз. Если зазор кажется слишком большим, раззенкуйте направляющие, чтобы использовать клапаны со стержнями большего размера. Обычно предполагается, что зазор не должен превышать 0,50 мм для впускных клапанов и 0,60 мм для выпускных клапанов.

Клапаны бывают с двумя большими ремонтными размерами стержней. Всегда зенкуйте направляющие втулки клапана со стороны тарелки клапана. Размер развертки зависит от степени износа. Сначала нужно использовать самую маленькую развертку и пробовать после этого самый маленький ремонтный клапан, чтобы определить, находится ли зазор в пределах указанных значений.

Седла клапанов надо доводить фрезой после развертки направляющих, чтобы выдержать прямолинейность между направляющей и седлом.

Пружины клапана

Лучше заменять пружины клапана новыми, если двигатель имеет значительный пробег. Пружины можно проверить, надев старую и новую пружины конец к концу на длинный винт и завернув гайку на винт (с соответствующими шайбами). Затяните гайку так, чтобы пружины находились под давлением, и измерьте длину пружин. Если использованная пружина на 10% короче новой, то замените весь комплект. Пружины клапанов устанавливайте таким образом, чтобы закрытый конец был направлен вниз.

Головка блока цилиндров

Проверьте головку блока цилиндров на наличие трещин или других дефектов. Проверьте привалочную поверхность головки блока цилиндров на деформацию, приложив линейку вдоль, поперек и по диагонали на хорошо очищенную поверхность и измерив зазор щупом. Если зазор составляет более 0,15 мм, прошлифуйте поверхность головки блока цилиндров. При этом нужно следить за тем, чтобы при шлифовании не снималось слишком много металла. Максимальный съем на шлифовку указан в приложении.

Замерьте отверстия для подшипников распределительного вала. Диаметры подшипников должны измеряться совместно с диаметрами коренных шеек распределительного вала, чтобы определить люфт подшипников.

automn.ru

Руководство по ремонту Hyundai Sonata (Хендай Соната) 2001-2005 г.в. 2.1.12 Головка блока цилиндров

2.1.11. Головка блока цилиндров

Снятие и разборка

Рис. 2.33. Головка блока цилиндров: 1 – болт крепления головки цилиндров, 63 Н·м +ослабить все болты +20 Н·м +довернуть на угол 90° +довернуть на угол 90°; 2 – шайба; 3 – сухари; 4 – тарелка пружины; 5 – маслосъемный колпачок; 6 – пружина; 7 – седло пружины; 8 – направляющая втулка выпускного клапана; 9 – седло впускного клапана; 10 – впускной клапан; 11 – блок цилиндров; 12 – прокладка головки блока цилиндров; 13 – выпускной клапан; 14 – седло выпускного клапана; 15 – головка блока цилиндров; 16 – направляющая втулка впускного клапана

Элементы головки блока цилиндров показаны на рис. 2.33.

Рис. 2.34. Последовательность выворачивания болтов крепления головки блока цилиндров

Специальным инструментом 0921–32001 в последовательности, показанной на рис. 2.34, выверните болты крепления головки блока цилиндров.

Рис. 2.35. Использование специальных приспособлений для сжатия пружины клапана

Специальным инструментом (09222– 28000, 09222–28100) сожмите пружины клапана и снимите сухари (рис. 2.35). Затем снимите тарелку пружины, пружину клапана, седло пружины и клапан.

Плоскогубцами снимите маслосъемный колпачок.

Проверка

Головка блока цилиндров

Проверьте головку блока цилиндров на отсутствие трещин, повреждений и утечек охлаждающей жидкости. При наличии трещины замените головку блока цилиндров.

Полностью удалите окалину, герметик и отложения нагара. После очистки смазочных каналов продуйте их сжатым воздухом.

Рис. 2.36. Направления измерения плоскостности привалочной поверхности головки блока цилиндров

Металлической линейкой и щупом в направлениях, показанных на рис. 2.36, проверьте плоскостность привалочной поверхности головки блока. Если допустимая плоскостность превышена в любом направлении, замените или перешлифуйте головку.

Номинальное отклонение от плоскостности менее 0,03 мм, предельно допустимое отклонение – 0,2 мм.

Клапаны

Проволочной щеткой хорошо очистите клапан.

Осмотрите каждый клапан на наличие износа, повреждений, деформации тарелки и штока, при необходимости отремонтируйте или замените его.

Если торец штока изъеден или изношен, по мере необходимости восстановите фаски. Это восстановление должно быть ограничено минимальным снятием металла.

Проверьте ширину рабочих фасок. Замените клапан, если рабочая фаска изношена до минимально допустимого предела.

Номинальная толщина фаски, мм:

впускные клапаны.....1,0

выпускные клапаны.....1,5

Предельно допустимая толщина кромки, мм:

впускные клапаны.....0,7

выпускные клапаны.....1,0

Пружины клапана

Измерьте длину каждой пружины в свободном состоянии. Если длина пружины отличается от требуемой, замените ее.

Установите пружину на плоскую горизонтальную поверхность и угольником измерьте отклонение верхней части пружины от вертикальной плоскости.

Длина пружины в свободном состоянии – 45,82 мм, под нагрузкой 25,3 кг –40 мм.

Предельно допустимая длина пружины в свободном состоянии – 44,82 мм. Отклонение пружины от вертикальной плоскости – не более 1,5°.

Предельно допустимое отклонение пружины от вертикальной плоскости – не более 4°.

Направляющие втулки клапанов

Проверьте зазор между штоком и направляющей втулкой клапана. Если зазор превышает предельно допустимый, замените направляющую втулку клапана на втулку увеличенного размера.

Номинальный зазор между штоком и направляющей втулкой клапана, мм:

впускные клапаны.....0,02–0,047

выпускные клапаны.....0,05–0,085

Предельно допустимый зазор между штоком и направляющей втулкой клапана, мм:

впускные клапаны.....0,1

выпускные клапаны.....0,15

Ремонт седла клапана

Проверьте седло клапана на наличие перегрева и равномерность контакта с рабочей поверхностью клапана. При необходимости отремонтируйте или замените седло клапана.

Перед ремонтом седла клапана проверьте износ направляющей втулки клапана. Если направляющая втулка клапана изношена, замените ее, а затем отремонтируйте седло.

Ремонт седла клапана проводится наждачным кругом или фрезой. Ширина рабочей фаски седла клапана должна быть в пределах, указанных в технических данных, и отцентрована с рабочей поверхностью клапана.

После ремонта клапан и седло клапана необходимо притереть с использованием притирочной пасты.

Замена седла клапана

Рис. 2.37. Зона срезания стенки старого вставного седла и размеры расточки гнезда седла: а – зона срезания; b – новое отверстие;

с – старое отверстие; D – диаметр седла

Любое седло клапана, которое выработало срок эксплуатации, можно снять после срезания большей части его стенки с помощью специального инструмента (рис. 2.37).

После извлечения седла разверткой или резцом обработайте его отверстие до значений, указанных в табл. 2.5.

Таблица 2.5

Припуски для установки седла клапана

Нагрейте головку цилиндров до температуры 250 °С и запрессуйте в нее седло клапана увеличенного размера, седло должно быть нормальной (комнатной) температуры. Притирочной пастой притрите клапан к новому седлу.

Ширина контакта седла клапана – 0,9–1,3 мм.

Замена направляющей клапана

Рис. 2.38. Использование специальных инструментов 09222– 21200 A и 09222– 21200 В для выпрессовки направляющей (1) клапана из головки (2) блока цилиндров

Специальным инструментом 09222–21200 A и прессом выдавите направляющую клапана в сторону блока цилиндров (рис. 2.38).

Обработайте отверстие в головке блока цилиндров для новой направляющей клапана до размера новой направляющей клапана большего размера. Размер отверстия в головке блока цилиндров должен превышать номинальный и соответствовать значениям, приведенным в табл. 2.6.

Таблица 2.6

Ремонтные  размеры  направляющей клапана

Используя специальный инструмент 09222–21200 A и 09222–21200 B, запрессуйте направляющую клапана. Направляющая клапана должна быть запрессована с верхней стороны головки блока цилиндров. Помните, что направляющие втулки впускного и выпускного клапанов отличаются по длине (46 мм – впускная и 54,5 мм – выпускная).

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Запрессовывайте направляющую втулку клапана только увеличенного размера.

После запрессовки направляющих втулок клапанов вставьте новые клапаны и проверьте зазор между штоком клапана и направляющей втулкой.

При замене направляющих втулок клапанов проверьте и при необходимости замените седла клапанов.

Сборка и установка головки блока цилиндров

Установите седла пружин.

Рис. 2.39. Использование приспособления 09222– 22001 (1) для установки маслосъемного колпачка (2) на направляющую клапана и седло (3) пружины клапана

Специальным инструментом (09222– 22001) установите маслосъемный колпачок (рис. 2.39).

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Перед установкой тщательно протрите каждую деталь.

На поверхности вращения и скольжения нанесите моторное масло.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Не используйте повторно старые маслосъемные колпачки.

Неправильная установка маслосъемного колпачка может привести к утечке масла через направляющую втулку клапана.

Нанесите тонкий слой моторного масла на шток каждого клапана. Вставьте клапаны в направляющие втулки клапанов. Не прилагайте силу при вводе клапана в маслосъемный колпачок. После установки проверьте плавность перемещения клапана.

Рис. 2.40. Расположение пружины клапана:

1 – держатель пружины; 2 – маслосъемный колпачок; 3 – седло пружины; 4 – пружина клапана;

5 – витки пружины, покрытые эмалью

Установите пружины клапана так, чтобы сторона, покрытая эмалью, была направлена к тарелке пружины (рис. 2.40).

Специальным приспособлением сожмите пружину клапана и установите сухари (см. рис. 2.35). Проверьте правильность расположения сухарей в верхнем держателе пружины, медленно разожмите и снимите приспособление для сжатия пружины.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Когда пружина сжата, проверьте, чтобы маслосъемный колпачок не был прижат к основанию сухарей.

Очистите обе привалочные поверхности блока цилиндров и головки блока.

Проверьте идентификационные метки на прокладке головки блока цилиндров.

Установите новую прокладку головки блока цилиндров так, чтобы поверхность с идентификационной меткой была направлена к головке блока.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Измерьте длину каждого болта крепления головки блока цилиндров.

Максимальная допустимая длина составляет 99,4 мм

.

Установите головку на блок цилиндров.

Рис. 2.41. Последовательность затяжки болтов крепления головки блока цилиндров

Вверните болты крепления головки блока цилиндров в последовательности, показанной на рис. 2.41.

Затягивайте болты в несколько этапов:

– новые болты – 63 Н·м + ослабить все болты +20 Н·м + довернуть на угол 90° + довернуть на угол 90°;

– ранее использованные болты – 20 Н·м + довернуть на угол 90° + довернуть на угол 90°.

automanualsrepair.ru

Hyundai Sonata | Снятие и установка головки блока цилиндров

1. Извлечь фланцы, придерживающие гильзы цилиндров.
2. При помощи съемника 8.0134 L вытянуть штифт установки головки блока цилиндров с левой стороны. Установить штифт в верхнем положении, вставляя выколотку для штифтов диаметром 5 мм.
3. Проверить, установлен ли справа второй штифт.
4. Установить прокладку головки блока цилиндров выступом в сторону сцепления. Толщина новой прокладки составляет 1,2 мм в двигателях с неперешлифованной головкой блока цилиндров и 1,4 мм в двигателях после перешлифовки головки, обозначенной символом R перед болтом №10. Прокладка толщиной 1,4 мм обозначена специальным вырезом на выступе (см. рис. Идентификация прокладок головки блока цилиндров).
5. Вставить пластиковый фильтр в его гнездо.
6. Установить головку блока цилиндров.
7. Извлечь выколотку.
8. Очистить и смазать резьбу десяти болтов, вставить их вместе с подкладками в соответствующие отверстия. Болт, снабженный дистанционной втулкой, имеет номер 8 в соответствии с порядком затягивания.
10. Предварительно затянуть болты моментом 80 Нм в соответствии с указанной последовательностью (см. рис. Порядок затягивания болтов крепления головки блока цилиндров).
11. Поднять двигатель и в головке блока цилиндров установить два болта крепления правого кронштейна двигателя. Затянуть болты моментом 20 Нм.
12. Ослабить в блоке цилиндров болт крепления правого кронштейна двигателя.
13. Опустить двигатель (правый верхний кронштейн должен находиться на эластичной опоре).
14. Затянуть гайку правого кронштейна двигателя в блоке цилиндров и гайку соединительного зажима моментом 35 Нм.
15. Полностью ослабить болт головки блока цилиндров №1, затянуть его моментом 20 Нм. Следует использовать втулку 8.0154 и затянуть болт на угол 120° (шестигранный болт) или на угол 300° (болт Torx).
16. Повторить эти операции по отношению к каждому из остальных болтов в соответствии с указанным порядком.
17. Проверить зазор клапанов и в случае необходимости отрегулировать.
18. Установить крышку головки блока цилиндров.
19. Установить направляющую указателя уровня масла и диагностический разъем.
20. Закрепить заливную горловину масла к впускному коллектору.
21. Закрепить детали системы выпуска отработанных газов.
22. Подсоединить трос акселератора, трубопроводы охлаждающей жидкости, подачи топлива и электрические разъемы.
23. Установить приводной ремень распределительного вала.
24. Залить охлаждающую жидкость в систему охлаждения.
25. В случае установки нового приводного ремня распределительного вала после охлаждения двигателя следует повторно отрегулировать его натяжение.
26. Затянуть головку блока цилиндров (дополнительная операция, необходима только в случае применения болтов с шестигранными головками). Для этого следует:       – снять крышку головки блока цилиндров;       – полностью ослабить болт крепления №1 и затянуть его моментом 20 Нм;       – следует использовать втулку и затянуть болт на угол 120°;       – повторить эти действия по отношению к каждому из остальных болтов в соответствии с указанным порядком.
27. Проверить зазор клапанов и в случае необходимости отрегулировать.
28. Установить крышку головки блока цилиндров.
29. Затянуть болт крепления правого кронштейна двигателя в блоке цилиндров моментом 20 Нм. Больше не следует затягивать элементы крепления головки блока цилиндров.

automn.ru