2.2.9.1 Шатунно-поршневая группа. Размер поршня хендай соната


Hyundai Sonata | Шатунно-поршневая группа

Поршни изготовлены из алюминиевого сплава, имеют плоское днище и три канавки для колец.

По диаметру поршни разбиты на три группы для номинального размера и на две группы для ремонтного размера (табл. 2.2).

Таблица 2.2   Размерные группы поршней

Диаметр поршня, мм

Модель двигателя

GA14DE

GA16DE

SR20DE

1 -я группа номинального размера

73,575-73,585

75,975-75,985

86,00-86,01

2-я группа номинального размера

73,585-73,595

75,985-75,995

86,01-86,02

3-я группа номинального размера

73,595-73,605

75,995-76,005

86,02-86,03

Ремонтная группа   -t-0,5

74,075-74,105

76,475-76,505

-

Ремонтная группа    +0,1

74,575-74,605

76,975-77,005

-

Ремонтная группа    +0,2

-

-

86,18-86,21

Размерные группы маркируются цифрами на днище поршня. Поршни ремонтных размеров предназначаются для установки в блок цилиндров после расточки. Метка на днище поршня должна быть обращена в сторону привода распределительных валов.

Диаметр отверстия в бобышках под поршневой палец составляет, мм:

для двигателей GA        18,987—18,999

для двигателей SR        21,987—21,999

Зазор между зеркалом цилиндра и поршнем составляет, мм:

для двигателей GA        0,015—0,035

для двигателей SR        0,01—0,03

Поршневые пальцы пустотелые, стальные, закаленные и шлифованные, свободно вращаются во втулке шатуна и запрессовываются небольшим усилием в холодном состоянии в отверстие бобышек поршня. От осевого перемещения пальцы удерживаются двумя пружинными стопорными кольцами.

Диаметр поршневого пальца, мм:

двигателей GF        18,989—19,001

для двигателей SR        21,989—22,001

Натяг в отверстии бобышки поршня 0—0,004 мм. Зазор между поршневым пальцем и втулкой верхней головки шатуна 0,005—0,017 мм.

Рис. 2.4. Установка поршневых колец: I — порядок установки поршневых колец; II — расположение замков поршневых колец; 1 — метка на поршне, направляемая в сторону привода распределительных валов; 2 — стык расширителя маслосъемного кольца; 3 — замок верхнего компрессионного и верхнего маслосъемного кольца; 4 — замок маслосъемного кольца; 5 — замок нижнего компрессионного кольца

На каждом поршне установлено по три кольца (рис. 2.4): верхнее компрессионное хромированное, с бочкообразной поверхностью; нижнее компрессионное скребкового типа; маслосъемное с расширителем, верхним и нижним кольцами.

Зазор между поршневыми кольцами и канавками поршня составляет:

— для верхнего кольца — 0,04—0,08 мм, предельно допустимый 0,2 мм;

— для нижнего кольца — 0,03—0,07 мм, предельно допустимый 0,2 мм.

Зазор в замке:

— для верхнего кольца — 0,2—0,35 мм;

предельно допустимый для двигателей GA — 1 мм;

предельно допустимый для двигателей SR — 0,49 мм;

— для нижнего кольца — 0,37—0,52 мм;

предельно допустимый для двигателей GA — 1 мм;

предельно допустимый для двигателей SR — 0,64 мм;

— для маслосъемного кольца — 0,2—0,6 мм;

предельно допустимый для двигателей GA — 1 мм;

предельно допустимый для двигателей SR — 1,09 мм.

Шатуны стальные, кованые, двутаврового сечения, нижняя головка шатуна с прямым разъемом. При установке метка на крышке нижней головки шатуна располагается напротив метки на шатуне; отверстие для смазки ориентируется в сторону стартера.

Расстояние между центрами отверстий верхней и нижней головок шатуна двигателей GA составляет 140,45—140,55 мм.

Диаметр отверстия нижней головки шатуна, мм:

двигателей GA        43,000—43,012

двигателей SR        51,000—51,013

Диаметр отверстия втулки верхней головки шатуна, мм:

двигателей GA        19,000—19,012

двигателей SR        22,000—22,012

automn.ru

Hyundai Sonata | Шатунно-поршневая группа

Наименование детали

Номинальный диаметр, мм

Наименование сопрягаемых деталей

Номинальный диаметр, мм

Поршень 1-й ремонтный размер

92,5 +0,048

92,5 -0,012

2-й ремонтный размер

93,0 +0,048

93,0 -0,012

Гильза цилиндра 1-й размер

92,5 +0,084

92,5 +0,024

2-й размер

93,0 +0,084

93,0 +0,024

Верхнее поршневое компрессионное кольцо Поршень 2,0 +0,075

2,0 +0,050

ширина канавки

Нижнее поршневое компрессионное кольцо Поршень 2,0 +0,075

2,0 +0,050

ширина канавки

Поршневое маслосъемное кольцо 0,7 -0,04 x 2+3,5 -0,1

высота двух дисков и расширителя

Поршень
Поршневой палец

25,0 -0,01

Шатун
Поршневой палец

25,0 -0,01

Поршень

25,0 -0,01

Втулка верхней головки шатуна Шатун

26,25 +0,045

Стопорное кольцо поршневого пальца Поршень 2,2 +0,12

ширина канавки

Шатунные вкладыши 61,5 +0,019 – 2 (1,75 -0,005)

61,5 +0,019 – 2 (1,75 -0,012)

Коленчатый вал

58,0 -0,02

Шатун 36,0 -0,25

36,0 -0,35

ширина нижней головки

Коленчатый вал 36,0 +0,1

ширина шатунной шейки

Наименование детали

Зазор, мм

Натяг, мм

Предельно допустимый, мм

min

max

min

max

зазор

размер

Поршень 1-й ремонтный размер

0,024

2-й ремонтный размер

0,024

1-й ремонтный размер

0,048

2-й ремонтный размер

0,048

91,5 поршень

92,15 гильза

Верхнее поршневое компрессионное кольцо

0,05

0,087

__

__

0,15

2,1 ширина канавки

Нижнее поршневое компрессионное кольцо

0,05

0,087

__

__

0,15

2,1 ширина канавки

Поршневое маслосъемное кольцо

0,135

0,335

__

__

__

__

Поршневой палец

0,0045

0,0095

__

__

__

25,01 диаметр верхней головки шатуна

Поршневой палец

__

0,0025

__

0,0025

__

__

Втулка верхней головки шатуна

__

__

0,075

0,165

__

__

Стопорное кольцо поршневого пальца

0,17

0,35

__

__

__

__

Шатунные вкладыши

0,01

0,063

__

__

__

__

Шатун

0,25

0,45

__

__

__

__

automn.ru

Hyundai Sonata | Поршни и шатуны

Поршни и шатуны

Снятие и установка

Детали поршня

1 — поршневой палец 2 — поршень 3 — поршневые кольца 4 — шатунный болт 5 — шатун 6 — вкладыши шатунного подшипника 7 — крышка шатунного подшипника 8 — гайка шатунного подшипника

Детали поршня показаны на иллюстрации выше. Для снятия поршней двигатель должен быть демонтирован и головка цилиндров снята. Поддон картера также должен быть снят, чтобы добраться до шатунных подшипников. Ознакомьтесь с относящимися к этому разделами.

Поршни и шатуны выталкиваются рукояткой молотка с внутренней стороны блока цилиндров, после того как будут сняты крышки и вкладыши шатунных подшипников. Перед выполнением этих работ следует ознакомиться с нижеследующими указаниями относительно обозначения и направления установки:

Каждый поршень и соответствующий шатун следует обозначить номером цилиндра, с которого они снимаются. Это лучше всего сделать написав на днище поршня номер цилиндра. Также нанести на поршень стрелку указывающую на переднюю сторону двигателя. Когда поршень позднее будет очищаться от масляного нагара, стрелку следует нанести еще раз.

При снятии поршня с шатуном соблюдайте точное установочное положение крышки шатунного подшипника и сразу после снятия проверьте шатун и крышку подшипника на наличие номера цилиндра на одной стороне.

Днища поршней имеют засечку на кромке (инжекторный двигатель) или стрелку (карбюраторный двигатель), которая должна быть обращена вперед. Шатуны имеют маслораспылительные отверстия. При установленных деталях масляные отверстия, обозначения шатунных подшипников и направление «вперед» должны находиться в показанном на иллюстрации ниже положении. На иллюстрации изображены детали инжекторного двигателя. На карбюраторном двигателе наоборот, т. е. номер шатуна и крышки находится на той же стороне, что и маслораспылительное отверстие.

Правильно собранный поршень и шатун инжекторного двигателя. У карбюраторного двигателя метки (4) и маслораспылительное отверстие (2) должны лежать на одной стороне

1 — перед 2 — маслораспылительное отверстие 3 — размер поршня 4 — номер цилиндра
  1. Пометьте вкладыши подшипников относительно шатунов и крышек. Также обозначьте верхний и нижний вкладыши цветом на обратной стороне.
  2. Удалите крышки и вкладыши подшипников.
  3. Вытолкните поршни и шатуны с помощью рукоятки молотка с внутренней стороны блока цилиндров вверх. Если требуется удалить кольцо масляного нагара на верхней стороне отверстий цилиндров с помощью шабера.
  4. Снимите поршневые кольца по порядку с помощью щипцов через днище поршня, как показано на иллюстрации ниже. Если кольца будут использоваться снова, их следует пометить. Если нет специальных щипцов для поршневых колец, можно вставить металлические полоски под кольцо с противоположных сторон поршня. Одну полоску обязательно подложите под стык кольца во избежание царапин.
Снятие или установка поршневых колец с помощью специальных щипцов.
  1. Выпрессуйте поршневой палец из поршня и шатуна. Для этого нагрейте поршень до температуры 60 - 70° (горячей водой). Удалите оба стопорных кольца из проушины поршня, положите поршень соответствующим образом и выпрессуйте палец из поршня и проушины шатуна. Соберите вместе все относящиеся к одному поршню и шатуну детали.

Проверка поршней и шатунов

  1. Тщательно проверьте все детали. Если детали имеют признаки ржавчины царапины или износ, их следует заменить. Измерьте вертикальный зазор поршневых колец в пазах поршня, вставляя поочередно кольца в соответствующие пазы, как показано на иллюстрации ниже. С помощью плоского щупа определите зазор между поверхностью кольца и внутренней поверхностью паза. Если зазор колец составляет более 0.20 мм, или кольца или поршень изношены замените в комплекте. Требуемые значения зазора указаны в Спецификациях.

Измерение вертикального зазора поршневых колец в пазах поршня. Щуп должен вставляться в соответствии с нижним изображением на левом рисунке

1 — плоский щуп 2 — поршневое кольцо
  1. Поочередно вставьте все поршневые кольца с верхней стороны картера в цилиндр. Вставьте с помощью перевернутого поршня кольца примерно на высоту поршня. Благодаря этому они будут сидеть в отверстии ровно. Вставьте плоский щуп в зазор между концами кольца, как показано справа на иллюстрации ниже, чтобы измерить зазор в замке. Ми одно кольцо не должно иметь зазор более 1.0 мм. Требуемые значения указаны в Спецификациях.

Проверка зазора в замках поршневых колец. Вдвинуть кольца вниз перевернутым поршнем и затем измерить, как показано на правом рисунке

1 — поршень 2 — поршневое кольцо 3 — плоский щуп
  1. При слишком маленьком зазоре (например, у новых колец, которые также должны измеряться) концы кольца можно подточить. Для этого зажмите напильник в тисках и подточите торцы кольца. При слишком большом зазоре кольцо должно быть заменено. Если требуется только заменить поршневые кольца, не растачивая цилиндры зазор в замках должен быть измерен на нижней стороне цилиндра. Верхнее и среднее поршневые кольца с верхней стороны имеют обозначения (не на всех двигателях). Все кольца следует установить так, чтобы обозначение (если имеется) можно было прочесть сверху. Проверьте поршневые пальцы и втулки шатунов на наличие ржавчины и износ. Если в неудовлетворительном состоянии находится только один шатун, следует заменить весь комплект.
  2. Место посадки поршневого пальца в поршне должно быть таким, чтобы палец при комнатной температуре можно было задвинуть в поршень от руки (см. иллюстрацию ниже). Зазор пальца в поршне составляет 0.004 — 0.00 мм, однако его трудно измерить. Поэтому проверку следует проводить на глаз.

Проверка установки поршневого пальца

Поршневой палец при комнатной температуре должен вдавливаться большим пальцем руки.
  1. Проверьте шатуны с помощью специального прибора на скручивание и изгиб. Если имеется возможность воспользоваться таким прибором, граничные значения для скручивания 0.15 на 100 мм,0.30 для изгиба.

Измерение люфта шатунных подшипников

Эта работа описывается в Разделе Коленвал и подшипники коленвала в связи с коленчатым валом. Она производится с помощью полимерного волоска "Plastigage" или можно измерить внутренний диаметр шатунного подшипника и внешней диаметр шейки коленвала.

Сборка поршней и шатунов

Нагрейте проушину шатуна до температуры 60 - 70°С (опустите в горячую воду). Подготовьте подходящий стержень, который вставляется во внутреннюю часть поршневого пальца.

Хорошо смажьте поршневой палец и отверстие проушины шатуна.

Вставьте стопорное кольцо поршневого пальца с одной стороны в поршень. Проверьте, чтобы оно хорошо село в паз.

Запрессуйте палец подходящей оправкой в нагретый шатун.

При сборке должны соблюдаться следующие указания:

  1. Стрелка на днище поршня (или нарисованная, или на новых поршнях выбитая — см. иллюстрацию) должна указывать на переднюю часть двигателя.
  2. Обозначения номеров цилиндров на шатунах и крышках подшипников должны совпадать (иллюстрация). Учитывайте разницу между инжекторным и карбюраторным двигателем.
  1. Проверьте, чтобы поршни после сборки свободно могли двигаться на шатунах.
  2. Поршневые кольца устанавливаются или с помощью специальных щипцов со стороны днища поршня (иллюстрация), или с помощью упомянутых при снятии металлических полосок. Когда кольцо будет находиться на одном уровне с пазом металлическая полоска удаляется, так что кольцо садится в паз. Можно перепутать два компрессионных кольца, поэтому следует обращать внимание на их поперечное сечение, прежде чем устанавливать их. Если кольца хорошо помечены, перепутать их довольно трудно. Кроме того оба компрессионных кольца имеют на одной стороне обозначение (буква "R" может быть выбита на карбюраторном двигателе) которое должно быть видно со стороны днища поршня.
  3. Положите собранные поршни до установки на чистую поверхность и накройте их, чтобы на них не попала пыль. Так как детали уже смазаны нужно следить за тем, чтобы на поршни не попали инородные тела.

Сборка поршней и шатунов

  1. Хорошо смажьте зеркало цилиндров.
  2. Вставьте шатунные болты и шатуны, вложите вкладыши подшипников.
  3. Расположите шатуны согласно номерам цилиндров. Маслораспылительные отверстия должны находиться на заданной стороне блока цилиндров. На иллюстрации изображено, как должны располагаться поршни и шатуны на инжекторном двигателе. На иллюстрации ниже показано положение деталей у карбюраторного двигателя.

Правильная сборка поршня и шатуна на карбюраторном двигателе. Стрелка обращена к передней стороне двигателя

1 — размер поршня 2 — отметка "перед" 3 — маслораспылительное отверстие 4 — номер цилиндра
  1. Метки на днище поршней, т. е. метка на кромке (инжекторный двигатель) или стрелка (карбюраторный двигатель) должны указывать на переднюю сторону двигателя.
  2. Расположите замки поршневых колец по окружности на 120° друг к другу. На иллюстрации показано, как замки колец смещены относительно поршневых пальцев. На двигателях обоих исполнений кольца располагаются одинаково.

Расположение замков поршневых колец. Большая стрелка указывает на переднюю сторону двигателя

1 — замок расширительного элемента маслосъемного кольца 2 — замок верхнего кольца и верхнего элемента маслосъемного кольца 3 — замок второго кольца 4 — замок нижнего элемента маслосъемного кольца
  1. Наложите стяжную ленту для поршневых колец и вожмите кольца в пазы. Проверьте, чтобы они правильно встали на свои места. Если стяжной ленты нет, можно использовать большой шланговый хомут или положить тонкие металлические полоски вокруг колец и сожмите концы так, чтобы кольца вошли в пазы. Поршень вставьте после того, как будет еще раз проверено, что посторонних предметов на нем нет. Если используется шланговый хомут, его можно установить вокруг кольца, пока кольцо не войдет в цилиндр. Затем переставьте хомут на следующее кольцо и введите его в отверстие. Затем то же самое проделайте с верхним кольцом.
  2. Наденьте короткий отрезок резинового или полимерного шланга на болты шатуна, чтобы не поцарапать отверстие.
  3. Проверните коленвал, пока две шейки коленвала займут положение НМТ.
  4. Вставьте шатун сверху в отверстие. Для этого положите двигатель набок, чтобы шатун можно было установить на шейку и не поцарапать отверстие или шатунную шейку. Вкладыши шатунных подшипников уже должны находиться в шатуне, выступами в выемках и обоими масляными отверстиями на одной линии.
  5. Вдвиньте поршень, пока кольца войдут в отверстие, как показано на иллюстрации ниже, и конец шатуна встанет на шейку коленвала.
Установка поршня. Установленная стяжная лента (1) скользит при вдвигании поршня
  1. Вложите второй вкладыш подшипника, хорошо смажьте вкладыш и прижмите крышку к болту шатуна и слегка забейте. Отрезки резинового шланга должны быть предварительно сняты. Обязательно следите за тем чтобы числа на шатуне и крышке подшипника находились на одной стороне и соответствовали друг другу, так как в последний момент можно допустить ошибку.
  2. Смажьте поверхности прилегания гайки на крышках шатунных подшипников.
  3. Затяните новые шатунные гайки попеременно с усилием 14-16 Н•м. Чтобы выдержать момент затяжки, головку цилиндров следует установить на уплотнительную поверхность. Попросите ассистента удерживать блок и затяните оба расположенных сверху шатунных подшипника. Таким же образом еще раз затяните гайки шатунных подшипников с усилием 40-45 Н•м для инжекторного двигателя или 23 - 29 Н•м для карбюраторного двигателя.
  4. После установки шатуна несколько раз проверните коленвал чтобы сразу выявить заедание.
  5. Еще раз проверьте обозначения всех шатунов и проверьте чтобы поршни были обращены в правильное направление.
Измерение осевого люфта установленных на коленвале шатунов. Щуп вставляется между шатуном и рабочей поверхностью коленвала.
  1. С помощью щупа измерьте зазор между боковой поверхностью шатуна и коленвала, как показано на иллюстрации. Это осевой люфт шатунных подшипников, который должен составлять не более 0.50 мм. При превышении замените соответствующий шатун или коленвал.

automn.ru

Hyundai Sonata | Поршни и шатуны

Поршни и шатуны

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Снятие

ДВИГАТЕЛЬ OHC

Поршни и шатуны могут быть сняты без снятия двигателя, например, для замены какого-либо поршня или шатунного подшипника. В этом случае необходимо снять головку цилиндров и поддон картера, как это описано в соответствующем разделе. Отверните болты и снимите всасывающий патрубок масляного насоса и маслоуспокоительный лист . Если требуется более значительный ремонт, двигатель необходимо снимать. Поршни и шатуны выдавливаются наверх рукояткой молотка. После этого могут быть сняты крышки и вкладыши шатунных подшипников. Перед проведением указанных работ необходимо ознакомиться с приведенными ниже указаниями, касающимися маркировок, направлений установки и других особенностей:

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Каждая шатунно-поршневая группа должна иметь маркировку соответствующего цилиндра. Ее лучше всего нанесите краской на днище поршня (иллюстр.). Здесь же необходимо нанести стрелку, указывающую на переднюю часть двигателя. Днища поршня имеют маркировки. Однако из-за нагара их может быть не видно. Кроме того, они могут быть повреждены в процессе удаления нагара.
2. При снятии поршня с шатуном необходимо обратить внимание на направление установки крышки шатунного подшипника. Перед снятием крышки необходимо пометить номером цилиндра с одной стороны шатун и крышку (иллюстр.). Это лучше всего сделать кернером (цилиндр №1 одним ударом кернера, цилиндр №2 двумя ударами и т. д.). Шатун и крышка шатунного подшипника должны собираться таким образом, чтобы выступы на шатунах, показанные стрелками на иллюстр., смотрели в сторону сцепления, если стрелка или метка на днище поршня смотрит в сторону привода механизма распределения.
3. Вкладыши шатунного подшипника маркируются в соответствии с шатуном и крышкой. Маркировка наносится краской на обратных сторонах верхнего и нижнего вкладышей подшипников.
4. Если поршень отсоединялся от шатуна, то необходима замена всех элементов сборки-поршня, поршневого пальца и шатуна. Поршни снимаются следующим образом. При этом имеется в виду, что двигатель снят и сняты головка цилиндров, поддон картера и приемная труба масляного насоса:
5. Снимите крышки подшипников и выньте вкладыши. Выдавите поршневые группы наверх, как было описано ранее. Если необходимо, снимите шабером нагар в верхней части цилиндров.
6. Проверьте поршневую группу, как описано ниже на этой странице. При обнаружении износа или каких-либо повреждений вся группа заменяется.
7a. При необходимости замены только поршневых колец, они снимаются специальными щипцами по порядку через днище поршня. Щипцы устанавливаются на поршневом кольце, как показано на иллюстр. 7a, и кольцо раздвигается до тех пор, пока оно не выйдет из канавки. Если кольца будут вновь использоваться, их необходимо пометить.
7b. Если специальных щипцов для снятия колец нет, то под кольца можно установить стальные полоски, как показано на иллюстр. 7b. Одна полоска устанавливается обязательно под конец кольца, чтобы исключить повреждение поршня. Сборка поршней и шатунов для разных типов двигателей описывается отдельно.
ДВИГАТЕЛЬ 2.0 Л OHC С СЕРЕДИНЫ 1995 Г. ВЫПУСКА

Кривошипно-шатунный механизм этого двигателя полностью взят с предшествующего двигателя. Поэтому в отношении этого двигателя справедливо вышеприведенное описание. ДВИГАТЕЛЬ 2.4 Л OHC

Работы проводятся аналогично вышеописанной схеме, включая маркировку днища поршней, шатунов и т.п. Стрелка или метка на днище поршня должна быть обращена вперед. Выступ на шатуне должен быть обращен назад. Поршневой палец удерживается стопорными кольцами. ДВИГАТЕЛЬ DOHC

Указания, приведенные относительно двигателя OHC действительны и для двигателя DOHC, если это касается снятия. Отличия имеются при разборке шатунно-поршневой группы, так как в данном случае детали группы могут быть заменены независимо друг от друга. Следует также обратить внимание на конструкцию поддона картера двигателя до конца 1997 г. выпуска и далее. Подробности описаны в соответствующем разделе.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Каждую шатунно-поршневую группу пометьте в собранном виде. В середине крышки шатуна имеется механически обработанный прилив. Острие этого прилива должно указывать в сторону маховика.
2. Выпрессуйте поршневой палец, предварительно сняв стопорные кольца. Выборка в районе отверстия под палец позволяет использовать для снятия стопорных колец оправку, как показано на иллюстр. Палец выпрессовывается с применением соответствующей оправки. Следите за тем, чтобы не повредить поршня. При необходимости поршень можно немного нагреть.
3. Поршневые кольца снимаются, как описывалось выше (иллюстр. 7a). Кольца храните в порядке их установки на поршень, если они в дальнейшем будут опять устанавливаться. Перед установкой поршневого кольца они должны быть проверены. При этом проверяются зазоры по высоте между поршневыми кольцами и канавками и зазоры в замке. Если устанавливается новый поршень, то должны устанавливаться и новые поршневые кольца.
Измерение диаметра цилиндров

Настоящие указания относятся к двигателям всех типов.

Диаметр цилиндров измеряется микрометрическим нутромером в трех поясах и в двух направлениях (иллюстр.). Верхний и нижний пояса расположены соответственно на 10 мм ниже верхней и нижней кромки цилиндра. В общем выполняется 6 измерений для каждого цилиндра. Полученные значения следует записать и сравнить со значениями, приведенными в Спецификациях. При этом необходимо иметь в виду разницу в значениях для различных типов двигателей.
Если значения диаметров одного из цилиндров выходят за пределы заданных, то растачивать необходимо все цилиндры двигателя. Отклонение в 0.04 мм от заданного значения диаметра допустимо. В Спецификациях приведены диаметры ремонтных цилиндров. Диаметр расточки цилиндра определяется как сумма диметра поршня, измеренного в сечении под прямым углом к днищу, и зазора в сопряжении поршня с цилиндром. Кроме того, необходимо учесть припуск 0.02 мм, оставляемый на хонингование. Рассматриваемая операция должна, конечно, выполняться в условиях специализированной автомастерской. Ее описание приводится здесь только для информации. Для проверки зазора в сопряжении поршня с цилиндром измеряются их диаметры, как описано выше. Разница диаметров представляет собой зазор. В случае выхода его за пределы допустимого, цилиндры должны шлифоваться. Проверка поршней и шатунов

Все детали тщательно проверьте. При наличии задиров, глубоких царапин или следов износа детали заменяются. Рассматриваемые детали подлежат следующей проверке:

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Измерьте щупом зазоры по высоте между поршневыми кольцами и канавками, вставив кольца в соответствующие канавки (иллюстр.). В случае превышения заданного значения зазора, поршневое кольцо или поршень изношены.
2. По порядку вставьте все кольца в блок цилиндров. Перевернутым вверх дном поршнем продвиньте кольца вниз на 15 мм.
3. Щупом измерьте зазор в замке кольца (иллюстр.). Кольцо находится под нижней кромкой цилиндров. Измерение может быть выполнено также и снижней стороны цилиндра. Сравните полученные значения с данными в Спецификациях. Зазоры не должны выходить за предел износа.
4. При слишком малом зазоре (например, у новых колец, где зазор также должен измеряться) концы колец могут быть запилены напильником. Для этого напильник с мелкой насечкой зажимается в тисках, и кольца запиливаются в таком положении. При слишком большом зазоре кольцо необходимо заменить.
5. Проверьте поршневой палец и расточку под него в шатуне на наличие износа и задиров (только в том случае, если детали будут вновь применятся). При наличии дефектов в одной из деталей, обе заменяются в комплекте.
6. Проверьте в специальном приспособлении шатуны на перекос и непараллельность осей головок шатуна.
7. Шатунные болты всегда заменяются. Вторично они не применяются.
Измерение зазора в шатунных подшипниках

Эта операция описывается ниже в подразделе "Проверка деталей коленчатого вала". Сборка шатунно-поршневой группы ДВИГАТЕЛЬ 2.0 Л OHC

При замене поршней все они устанавливаются одного размера.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Перед сборкой шатунно-поршневой группы головка шатуна должна быть нагрета до температуры 280° С, для чего можно использовать, например, кухонную плиту с терморегулятором. Желательно также иметь цветовой стержень для контроля нагрева.
Вследствие указанных сложностей рекомендуется сборку шатунно-поршневой группы производить автомастерской. Если двигатель снят с автомобиля, рекомендуется также сдать в автомастерскую блок цилиндров, чтобы правильно подобрать поршни.Внимание

Если поршневой палец не удалось запрессовать, как описано выше с первого раза, или перепутано направление установки поршня или шатуна, шатунно-поршневая группа подлежит замене. Разумеется, такая ситуация должна быть исключена. Необходимо также иметь в виду, что все шатуны должны быть заменены в комплекте, так как они подбираются по весу только в комплекте.

ДВИГАТЕЛЬ 2.4 Л OHC

В рассматриваемом двигателе фиксация поршневого пальца производится стопорными кольцами. Поэтому сборка в данном случае выполняется так же как для двигателя DOHC (смотри ниже). ДВИГАТЕЛЬ DOHC

Поршень с шатуном данного двигателя легко собирается после нагрева головки шатуна. Необходимо следить за правильной ориентацией поршня и шатуна. Выступы на шатуне и крышке подшипника должны находиться на той же стороне, что и площадка у прилива для поршневого пальца.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Обильно смажьте поршневой палец (1), введите шатун в поршень и вставьте палец через поршень и головку шатуна. Удерживая поршень, как показано на иллюстр., вдавите палец так, чтобы он уперся в стопорное кольцо на противоположной стороне. После этого поставьте второе стопорное кольцо. Проверьте надежность расположения колец в пазах.
ДЛЯ ВСЕХ ДВИГАТЕЛЕЙ
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. С помощью специальных щипцов установите по порядку все поршневые кольца в канавки (см. иллюстр. 7а). Компрессионные кольца можно перепутать. Поэтому необходимо обратить внимание на их маркировку. Маркировка должна быть видна со стороны днища поршня.
Установка шатунно-поршневой группы ДВИГАТЕЛЬ OHC
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Обильно смажьте маслом стенки цилиндров.
2. Разложите шатунно-поршневую группу в соответствии с маркировкой и приведенными выше указаниями.
ДВИГАТЕЛЬ 2.0 Л
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Стрелки на днище поршней должны указывать в переднюю часть двигателя.
ДВИГАТЕЛЬ 2.4 Л
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. У этого двигателя стрелка или метка на днище поршня должна указывать вперед. Прилив на поршне должен указывать назад.
У ДВИГАТЕЛЯ 2.0 Л
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Замки компрессионных колец должны располагаться под углом 180° по отношению друг к другу. Замки маслосъемного кольца должны быть смещены на 25 - 50 мм вправо и влево относительно замка среднего компрессионного кольца. Замки смещаются поворотом колец. Второе кольцо имеет маркировку "TOP", которая после установки кольца должна быть видна сверху.
У ДВИГАТЕЛЯ 2.4 Л
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Верхнее и нижнее кольца имеют маркировку "TOP". Обе маркировки должны быть обращены наверх. Замок маслосъемного кольца должен быть повернут на 180° относительно компрессионного кольца.
2. Обхватите поршень стальной лентой, как показано на иллюстр., и вдавите кольца в поршень. Проверьте надежность обжимания кольца и направление установки поршня.
3. Проверните коленчатый вал так, чтобы две из шатунных шеек оказались внизу.
4. Вставьте шатун сверху в цилиндр. Для этого двигатель положите набок так, чтобы шатун мог быть направлен на шейку коленчатого вала, и не повредились стенки цилиндра и шатунный подшипник. Вкладыш шатунного подшипника должен находиться в шатуне и быть вставлен выступом в выборку на шатуне.
5. Поршень введите в цилиндр так, чтобы плавно вошли поршневые кольца, а пята шатуна села на шейку коленчатого вала. Проверьте сразу же, чтобы стрелка на днище поршня указывала в направлении механизма распределения.
6. Вставьте в крышку подшипника второй вкладыш, обильно смазав его. Установите на вкладыш крышку, и слегка ударьте по ней. Обратите внимание на то, чтобы маркировки (иллюстр.) были обращены в одну сторону.
7. Вверните и затяните новые шатунные болты.
У ДВИГАТЕЛЯ 2.0 Л OHC
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Затяните шатунные болты попеременно моментом 35 Нм. Из этого положения доверните болты на 45° и затем еще раз на 45°.
У ДВИГАТЕЛЯ 2.4 Л
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Затяните шатунные болты слева и справа моментом 45 Нм.
ВСЕ ДВИГАТЕЛИ
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. После установки шатуна проверните несколько раз коленчатый вал и выявите сопротивление, если таковые имеются.
2. Установите на место две другие шатунно-поршневая группы, для чего соответствующим образом проверните коленчатый вал.
3. Еще раз проверьте маркировку всех шатунов в соответствии с иллюстр. Выступы (1) на крышках шатунных подшипников должны быть обращены в сторону маховика. Проверьте также направление установки поршней (см. иллюстр. 1).
4. Измерьте щупом зазор между боковыми поверхностями шатуна и щеками коленчатого вала, как показано на иллюстр. Осевой зазор не должен превышать 0.20 - 0.40 мм.
5. Покройте герметиком сопрягаемые поверхности масляного насоса и задней крышки подшипника коленчатого вала. Установите новый маслоотбойный лист и затяните болты крепления.
6. Установите на блок цилиндров маслоприемный патрубок. Сначала затяните болты крепления патрубка к масляному насосу моментом 8 Нм (резьбу смажьте "Loctite"), затем закрепите держатель к блоку цилиндров моментом 6 Нм.
7. Прочие работы по сборке выполняются в последовательности, обратной разборке, т.е. устанавливаются поддон картера, головки цилиндров и т.д.
ДВИГАТЕЛЬ DOHC

Установка шатунно-поршневых групп на этом двигателе выполняется также, как на двигателе OHC 2.0 л. Расположение поршневых колец здесь также аналогично. Следуйте указаниям, действующим в отношении двигателя 2.0 л. Это относится к моменту затяжки шатунных болтов. Установка поддона картера выполнятся в соответствии с указаниями, приведенными в соответствующем разделе, т.к. эта операция имеет отличия, зависящие от года выпуска двигателя. (до и после 1997г.).

automn.ru

Hyundai Sonata | Поршень с шатуном. Разборка, дефектовка и сборка

Поршень с шатуном:

1 - гайка шатунного болта2 - шатунные вкладыши3 - шатун4 - поршневой палец5 - канавка верхнего компрессионного кольца6 - канавка нижнего компрессионного кольца7 - канавка маслосъемного кольца8 - поршень9 - шатунный болт10 - крышка шатуна

Для удобства подбора поршней по цилиндрам цилиндры и поршни в зависимости от диаметра делятся на пять размерных групп: A, B, C, D, E.

В качестве запасных частей поставляются поршни номинального размера трех классов: A, C, E и двух ремонтных размеров. Первый ремонтный размер увеличен на 0,4 мм, второй – на 0,8 мм. По массе поршни делятся на три группы: нормальную, увеличенную на 5 г и уменьшенную на 5 г. На двигателе должны устанавливаться поршни одной группы. Для поршней ремонтных размеров поставляются в качестве запасных частей кольца ремонтных размеров, увеличенные на 0,4 мм и на 0,8 мм. На кольцах первого ремонтного размера выбита цифра “40”, а второго – “80”.

Номинальные размеры цилиндров и поршней

Размерная группа

Модель двигателя ВАЗ-2108

Модель двигателя ВАЗ-21083

Диаметр цилиндра, мм

Диаметр поршня, мм

Диаметр цилиндра, мм

Диаметр поршня, мм

A

76,00-76,01

75,965-75,975

82,00-82,01

81,965-81,975

B

76,01-76,02

75,975-75,985

82,01-82,02

81,975-81,985

C

76,02-76,03

75,985-75,995

82,02-82,03

81,985-81,995

D

76,03-76,04

75,995-76,005

82,03-82,04

81,995-82,005

E

76,04-76,05

76,005-76,015

82,04-82,05

82,005-82,015

Для подбора поршней к цилиндрам вычислите зазор между ними. Зазор определяется как разность между замеренными диаметрами поршня и цилиндра. Номинальный зазор равен 0,025-0,045 мм, предельно допустимый – 0,15 мм. Если зазор не превышает 0,15 мм, можно подобрать поршни из последующих классов, чтобы зазор был как можно ближе к номинальному. Если зазор превышает 0,15 мм, расточите цилиндры под следующий ремонтный размер и установите поршни соответствующего ремонтного размера.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Рекомендуем снимать поршневые кольца специальным съемником. Если его нет, аккуратно раздвиньте замок кольца и снимите кольцо с поршня. Аналогичным образом снимите остальные кольца. 2. С помощью специальной оправки выпрессуйте палец из шатуна. 3. Осмотрите поршни. Если на них есть задиры, следы прогара, глубокие царапины – замените поршни.
4. Для определения зазора измерьте диаметр цилиндра (см. подраздел 11.8.) и диаметр поршня, который измеряют микрометром в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, на расстоянии 51,5 мм от днища поршня. 5. Измерьте щупом зазор между кольцами и канавками на поршне в нескольких местах по периметру. Если зазор превышают предельно допустимый (см. примечание 1), замените поршни с кольцами. 6. Вставьте поршневое кольцо в специальную оправку и измерьте зазор в замке. Вместо оправки можно вставить кольцо в цилиндр и продвинуть его поршнем, чтобы кольцо встало без перекосов. Если зазор превышает предельно допустимый, замените кольцо (см. примечание 2). Если зазор меньше 0,25 мм, осторожно спилите надфилем концы кольца.

Примечание 1

Зазор между кольцами и канавками поршня, мм

Номинальный:

 

верхнее компрессионное кольцо

0,04-0,075

нижнее компрессионное кольцо

0,03-0,065

маслосъемное кольцо

0,02-0,055

Предельно допустимый зазор для всех колец

0,15.

Примечание 2

Зазор в замках поршневых колец, мм:

Номинальный

0,25-0,45

Предельно допустимый

1,0

Поршневые пальцы разбиты по диаметру на три класса (1-й, 2-й, 3-й) через 0,004 мм. Класс пальца маркируется на его торце краской.

Классы поршневых пальцев и поршней

Класс

Диаметр пальца, мм

Диаметр отверстия в поршне, мм

Маркировка

пальца

поршня

1

21,970-21,974

21,982-21,986

Синий

1

2

21,974-21,978

21,986-21,990

Зеленый

2

3

21,978-21,982

21,990-21,994

Красный

3

Поршень на шатун устанавливается так, чтобы стрелка на днище поршня была направлена в противоположную сторону от номера детали, отлитого на шатуне. Если на нижней головке шатуна есть отверстие для выхода масла, стрелка на поршне должна быть направлена в сторону этого отверстия.

7. Проверьте посадку поршневого пальца в поршне. Для этого смажьте поршневой палец моторным маслом и вставьте его в поршень. Палец должен входить в поршень свободно от нажатия большим пальцем руки.

8. Переверните поршень так, чтобы палец встал вертикально, при этом он не должен выпадать из поршня под действием собственного веса. Если палец выпадает из поршня, возьмите палец следующего класса. Если из поршня выпадает палец третьего класса, замените поршень и палец.

9. Осмотрите шатунные вкладыши. Если на них имеются трещины, задиры, выкрашивание – замените вкладыши.

10. Осмотрите шатуны с крышками. Замените погнутые шатуны.

11. Наденьте поршневой палец 2 на валик 1 приспособления для установки поршневого пальца с надетым на него дистанционным кольцом 5. Затем оденьте направляющую втулку 3 и закрепите ее винтом 4, не затягивая винт. Размеры дистанционного кольца: наружный диаметр 22 мм, внутренний – 15 мм, толщина – 4 мм.

12. Нагрейте верхнюю головку шатуна до 240 °С в печи в течение 15 минут. Зажмите шатун в тисках, установите на него поршень (см. примечание), чтобы отверстия под палец совпали, и вставьте до упора приспособление с пальцем в отверстия поршня и шатуна. Для правильной установки пальца поршень должен прижиматься бобышкой к верхней головке шатуна в направлении запрессовки.

13. После охлаждения шатуна смажьте поршневой палец через отверстие в бабышках поршня.

Шатуны обрабатываются совместно с крышками, поэтому их нельзя разукоплектовывать.

Если при сборке шатунно-поршневой группы устанавливаются новые детали, подберите поршни к цилиндрам по классу, группе и по массе. Поршневые пальцы и поршни также нужно подобрать по классу.

Примечание

Сборку поршня с шатуном нужно производить как можно быстрее, так как шатун быстро охлаждается. После охлаждения шатуна изменить положение пальца будет невозможно.

Обозначение ремонтного размера: 1-й ремонтный – треугольник, 2-й ремонтный – квадрат.

Обозначение группы по массе: нормальная – “Г”, увеличенная на 5 грамм – “+”, уменьшенная на 5 грамм – “-”.

14. Смажьте моторным маслом поршневые кольца и канавки на поршне. Наденьте съемником или вручную поршневые кольца соответственно соориентировав их. Проверьте легкость перемещения колец в канавках.

 

 

15. Если на кольце нанесена надпись “Верх”, “Top” или “ВАЗ”, установите кольцо надписью вверх, к днищу поршня.

16. На нижнем копрессионном кольце имеется проточка. Кольцо должно устанавливаться проточкой вниз. Перед установкой маслосъемного кольца поверните пружинный расширитель так, чтобы его замок находился с противоположной стороны от замка кольца.

17. Поверните поршневые кольца так, чтобы их замкирасполагались под углом 120° друг к другу.

 

18. Вставьте вкладыш в нижнюю головку шатуна, при этом фиксирующий выступ на вкладыше должен войти в паз головки шатуна.

19. Вставьте вкладыш в крышку шатуна так, чтобы фиксирующий выступ на вкладыше вошел в паз крышки шатуна.

 

automn.ru

Hyundai Sonata | Шатунно-поршневая группа

17.5.1. Снятие и разборка

17.5.2. Проверка поршней и шатунов

17.5.3. Измерение зазора подшипников шатуна

17.5.4. Сборка поршней и шатунов

17.5.5. Установка поршней и шатунов

Рис. 420. Сечения поршня. Стрелкой показана камера сгорания

Рис. 421. Вид поршня и шатуна: 1 — поршневые кольца; 2 — поршень; 3 — поршневой палец; 4 — стопорное кольцо; 5 — шатун; 6 — установочный штифт; 7 — вкладыш подшипника; 8 — блок цилиндров; 9 — крышка подшипника шатуна; 10 — маслоразбрызгивающая форсунка; 11 — болт, 10 Н·м; 12 — болт шатуна

Детали шатунно-поршневой группы показаны на рис. 421. Сечение поршня дизельного двигателя TDI показано на рис. 420. Форма камеры сгорания типа «Omega» (ковшеобразная). Для снятия поршней следует демонтировать двигатель и головку блока цилиндров.

Рис. 422. Вид верхней части двигателя. Стрелками показаны большие выемки для впускных клапанов, которые по-разному расположены на поршнях № 1 и 2, № 3 и 4

После снятия головки блока цилиндров поршни выглядят так, как это показано на рис. 422. Каждый поршень имеет более крупную выемку для впускного клапана, однако, они не все расположены на одной стороне. Углубления на поршне для цилиндров № 1 и 2 расположены ближе к стороне маховика, углубления на поршнях цилиндров № 3 и 4 — ближе к стороне шкивов. По этой причине новые поршни имеют нанесенные на них метки 1/2 или 3/4, чтобы вы знали, в какие цилиндры они могут быть установлены. Если требуется снять поршни, то перед этим следует пометить их положение, нанеся на них номера цилиндров. Неправильная установка поршня может привести к повреждению двигателя.

automn.ru