10.6 "Хитрые" болты и гайки. Размер болтов хендай акцент


Hyundai Accent | Размеры крепежа

Размеры крепежа

По многим причинам изготовители автомобилей все шире и шире применяют метрический крепеж. Однако, важно знать разницу между используемым иногда стандартным (называемым также американским, или стандарта SAE) и более универсальным в системе мер метрическим крепежом, так как, не смотря на внешнюю схожесть, они не являются взаимозаменяемыми.

Все болты, как стандартные, так и метрические классифицируются по диаметру, шагу резьбы и длине. Например, стандартный болт 1/2 - 13 х 1 имеет пол дюйма в диаметре, 13 витков резьбы на один дюйм и длину 1 дюйм. Метрический болт М12 - 1.75 х 25 имеет диаметр 12 мм, шаг резьбы 1.75 мм (расстояние между соседними витками) и длину 25 мм. Оба болта внешне практически идентичны, однако не являются взаимозаменяемыми.

В дополнение к перечисленным признакам как метрические, так и стандартные болты могут быть идентифицированы путем осмотра головки. Для начала, расстояние между лысками головки метрического болта измеряется в мм, тогда как у стандартного - в дюймах (то же справедливо и для гаек). Как следствие, стандартный гаечный ключ не годится для использования с метрическим крепежом, и наоборот. Кроме того, на головках большей части стандартных болтов обычно имеются радиальные зарубки, определяющие максимальное допустимое усилие затягивания болта (степень прочности). Чем больше количество зарубок, тем выше допустимое усилие (на автомобилях обычно применяются болты со степенью прочности от 0 до 5). Класс прочности метрических болтов определяется цифровым кодом. Цифры кода обычно отливаются, как и для стандартных, на головке болта (на автомобилях обычно применяются болты классов прочности 8.8, 9.8, и 10.9).

 
Маркировка класса прочности болтов (вверху – стандартные/SAE/SS, внизу – метрические).

Также по меткам класса прочности стандартные гайки могут быть отличены от метрических. Для идентификации прочности стандартных гаек применяются точечные метки, проштамповываемые на одной из торцевых поверхностей гайки, в то время как маркировка метрических гаек производится с помощью опять-таки цифр. Чем больше количество точек, или чем выше значение цифрового кода, тем выше допустимое усилие затягивания гайки.

Торцы метрических шпилек также маркируются в соответствии с классом их прочности. Крупные шпильки маркируются цифровым кодом, тогда как на более мелкие наносится маркировка в виде геометрической фигуры.

Следует заметить, что значительная часть крепежа, в особенности класса прочности от 0 до 2, вообще не маркируется. В этом случае единственным способом отличия стандартного крепежа от метрического является измерение шага резьбы, или сравнивание резьбы с однозначно идентифицированной.

Стандартный крепеж часто называют также, в противоположность метрическому, крепежом стандарта SAE, однако, следует помнить, что под классификацию SAE попадает лишь мелкий крепеж. Крупный крепеж с неметрической резьбой является крепежом американского стандарта (USS).

Так как крепеж одного и того же геометрического размера (как стандартный, так и метрический) может иметь различные классы прочности, при замене на автомобиле болтов, гаек и шпилек следует уделять внимание соответствию класса прочности устанавливаемого нового крепежа классу прочности старого.

Маркировка класса прочности стандартных шестигранных гаек

Класс прочности Идентификация класса
Шестигранная гайка — класс прочности 5

Шестигранная гайка — класс прочности 8

Маркировка класса прочности метрических шестигранных гаек

Класс прочности Идентификация класса

Шестигранная гайка — класс прочности 9

Шестигранная гайка — класс прочности 10

Маркировка класса прочности метрических шпилек

 

Размеры/маркировка класса прочности стандартных (SAE и USS) болтов

G — Маркировка класса прочности L — Длина (в дюймах) T — Шаг резьбы (количество витков на дюйм) D — Номинальный диаметр (в дюймах)

Размеры/маркировка класса прочности метрических болтов

P — Класс прочности L — Длина (в мм) T — Шаг резьбы (расстояние между соседними витками в мм) D — Номинальный диаметр (в мм)

Размеры метрических резьб

М-6

9 — 12 Н•м

М-8

19 — 28 Н•м

М-10

38 — 54 Н•м

М-12

68 — 96 Н•м

М-14

109 — 154 Н•м

Размеры трубных резьб

1/8

7 — 10 Н•м

1/4

17 — 24 Н•м

3/8

30 — 44 Н•м

1/2

34 — 47 Н•м

Размеры резьб американского стандарта

1/4 - 20

9 — 12 Н•м

5/16 - 18

17 — 24 Н•м

5/16 - 24

19 — 27 Н•м

3/8 - 16

30 — 43 Н•м

3/8 - 24

37 — 51 Н•м

7/16 - 24

55 — 74 Н•м

7/16 - 20

55 — 81 Н•м

1/2 - 13

75 — 108 Н•м

automn.ru

Hyundai Accent | "Хитрые" болты и гайки

10.6. "Хитрые" болты и гайки

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Становясь автовладельцем, каждый из нас старается всеми известными ему способами защитить свое детище от посягательств. Если "внутренние органы" так или иначе защищены от нежелательного воздействия со стороны возможных обидчиков, то все, что находится снаружи, подвластно не только ветрам, но и "заботливым" рукам "профессионалов".

Если вы решили купить набор из четырех болтов ("секреток") и ключа-переходника, советуем Вам не торопиться. Пройдясь только по одному автомобильному рынку, мы насчитали 12 разновидностей таких наборов. Цены на них колеблются в зависимости от материала, из которого они изготовлены, и оригинальности конструкции.

Есть явный ширпотреб, представляющий собой болт-эксцентрик с таким же ключом. Болт с большой высотой эксцентрической головки не имеет защиты от скручивания газовым ключом. Этот вариант может заинтересовать владельцев тех автомобилей, на которых стоят литые диски с глубоким посадочным местом под "секретку". Цена такой защиты – от 3 до 5 у.е.

Болты с прокручивающимися защитным кольцом и все с тем же эксцентриком стоят до $10. Но кольцо издает неприятные звуки при езде, создавая впечатление, что к автомобилю привязали веревку с консервными банками. Многие избавляются от этого шума, подкрутив под основание болта простую резинку от бигудей.

Дойдя до цены в 15 у.е., секретные болты начинают напоминать уже не "гадких утят", которые заморились ржаветь на прилавке под открытым небом, а белых лебедей, гордо поднимающих стальную голову над кучей всяких шайбочек, гаечек, винтиков, прокладочек, лежащих тут же. Как правило, эти "секретки" отличаются высоким качеством исполнения, соответствующей термообработкой и наличием защитного покрытия.

Вариантов конструкции тоже много. Все они, как правило, с защитным кольцом, закрепленным на болте через резиновый уплотнитель, избавляющий от посторонних шумов. Имеют уже не один, а два ключа (один запасной). Формы же самих "секретов" достаточно разнообразны. Начиная от самых простых, но уже облагороженных эксцентриков, до затейливых шлицевых соединений: эти, как нам кажется, наиболее надежные и удобные при установке.

К последнему классу относятся те, стоимость которых – от 15 до 25 у.е.. Эти экземпляры как бы сошли с полотен авангардистов. Тут тебе и "трехлистники", и гайки неправильной формы, и усеченный конус, и болты с отверстиями под ключ, напоминающие знак "За рулем – глухой". Все они изготавливаются с защитным кольцом. Есть очень удобные и практичные, но попадаются и вызывающие сомнения в своей пригодности к работе.

Покупая "секретки" у нас в городе, Вы, как правило, не застрахованы от того, что такого же ключа нет и у злоумышленника. Дело в том, что производители вряд ли будут изменять размеры болтов и ключей к ним, обеспечивая индивидуальность каждого комплекта. Следовательно, если уж ставить "секретки", то приобретенные в другом городе. Либо заказывать специально у знакомого токаря. В этом случае вероятность того, что Ваше колесо попадет к соседу по стоянке, уже меньше, но...

И все же смысл устанавливать секретки есть – из числа потенциальных претендентов на Ваши колеса исключаются технически неискушенные пацаны, для "несанкционированного" снятия колес требуется дополнительное время, а в результате неосторожных манипулияций грамотных злоумышленников установленная на машине сигнализация может успеть сработать. Если, конечно, злоумышленники не достаточно грамотны, чтобы ее "обезвредить".

Не будем вдаваться в технические подробности, искушая таким образом "несознательных". Скажем только, что, если владельцы легкосплавных дисков с углублениями, прячущими головки болтов, могут "спать спокойно" при наличии одной "секретки" на колесо, то стальные диски имеет смысл крепить тремя-четырьмя "хитрыми" болтами (или гайками), желательно разными, что достаточно дорого и хлопотно. Впрочем, здоровый сон дороже.

automn.ru

Таблица затяжек основных соединений Hyundai Accent

Двигатель

Гайка болта крепления передней опоры силового агрегата к подрамнику

45-60

Болт крепления передней опоры силового агрегата к кронштейну коробки передач

30 40

Гайка болта крепления задней опоры силового агрегата к кронштейну коробки передач

30-40

Болт крепления задней опоры силового агрегата к подрамнику

45-60

Гайка болта крепления правой опоры силового агрегата к кронштейну кузова

90

Болт и гайка крепления правой опоры силового агрегата к блоку цилиндров

50-65

Гайка болта крепления левой опоры силового агрегата к кронштейну коробки передач

90-110

Болт крепления левой опоры силового агрегата к кузову

30-40

Болт крепления корпуса воздушного фильтра

8-10

Болт крепления резонатора подвода воздуха

4-6

Болт и гайка крепления дроссельного узла к впускному трубопроводу

15-20

Гайка крепления промежуточной трубы к катколлектору

30 

Болт крепления кронштейна промежуточной трубы

30 

Болт и гайка крепления впускного трубопровода

15-20

Гайка крепления катколлектора

15-20

Крепление датчиков концентрации кислорода к катколлектору и промежуточной трубе

50

Болт крепления шкива насоса охлаждающей жидкости

8-10

Болт крепления насоса охлаждающей жидкости

12-15

Датчик температуры охлаждающей жидкости

15-20

Болт крепления корпуса термостата

15-20

Болт крепления натяжного ролика ремня привода 1 им

20-27

Болт крепления опорного ролика ремня привода ГРМ

43-55

Болт крепления крышки ремня привода ГРМ

10-12

Датчик давления масла

15-22

Пробка сливного отверстия поддона картера

35-45

Болт крепления шкива коленчатого вала

40-150

Болт крепления крышки головки блока цилиндров

8-10

Болт крепления шкива распределительного вала

Болт крепления крышки подшипника распределительного вала

80-100 12-14

Болт крепления маховика

120-130

Болт крепления поддона картера

6-8

Гайка болта крепления крышки шатуна

32-35

Болт крепления крышки коренного подшипника коленчатого вала

55-60

Свеча зажигания

20-30

Сцепление

Гайка болта-оси крепления педали сцепления к кронштейну

19-28

Гайка крепления главного цилиндра сцепления к кронштейну педали

15-20

Штуцер соединительной трубки гидропривода сцепления

13-17

Болт крепления кожуха сцепления к маховику

15-22

Болт крепления рабочего цилиндра сцепления к картеру сцепления

15-22

Коробка передач

Болт крепления прижимной пластины тросов переключения и выбора передач к щитку передка

12-15

Гайка крепления механизма управления коробкой передач к кузову

12-15

Болт крепления картера сцепления к картеру коробки передач

13-17

Болт крепления коробки передач к двигателю

43-55

Выключатель фонарей света заднего хода

30-35

Пробки сливного и заливного отверстий

30-42

Передняя подвеска

Гайка подшипника ступицы колеса

200-260

Гайка крепления верхней опоры стойки

20-30

Гайка крепления штока амортизатора

60-70

Гайка болта крепления стойки к поворотному кулаку

75-90

Гайка пальца шаровой опоры

60-72

Болты переднего и заднего крепления рычага к подрамнику

95-120

Гайки крепления пальцев стойки стабилизатора поперечной устойчивости к штанге стабилизатора и рычагу

35-45

Болт крепления скобы подушки штанги стабилизатора к подрамнику

17-26

Гайка крепления колеса

88-108

Задняя подвеска

Гайка подшипника ступицы колеса

180-220

Гайка крепления верхней опоры стойки

20-30

Гайка крепления штока амортизатора

40-55

Гайка болта крепления стойки к кулаку

75-90

Гайка болта крепления продольного рычага к кронштейну кузова

100-120

Гайка крепления продольного рычага к кулаку

130-150

Гайка оси крепления поперечных рычагов к кулаку

130-150

Гайка регулировочного болта заднего поперечного рычага

100-120

Гайка болта крепления переднего поперечного рычага

88-100

Гайка крепления стойки стабилизатора поперечной устойчивости к кулаку

35-45

Гайка крепления пальца стойки стабилизатора к штанге стабилизатора

35-45

Болт крепления скобы подушки штанги стабилизатора

17-26

Рулевое управление

Гайка крепления рулевого колеса

35-45

Болт крепления картера рулевого механизма к задней поперечине подрамника

60-80

Гайка крепления шарового пальца наконечника рулевой тяги

16-34

Контргайка наконечника рулевой тяги

50-55

Крепление рулевой тяги к рейке

80-100

Штуцеры крепления нагнетательной и возвратной трубок гидроусилителя руля к картеру рулевого механизма

12-18

Контргайка регулировочной пробки рулевого механизма

50-70

www.avis-motors.ru