2.6.8 Разборка шатунно-поршневой группы. Поршневая группа хендай гетц


Обслуживание, устройство и ремонт Хендай (Хундай) Гетц Шатунно-поршневая группа // Hyundai Getz

Снятие

Снимите головку блока цилиндров, маховик, масляный поддон, масляный насос и маслозаборный патрубок.

Удалите уступ в верхней части цилиндра, образовавшийся в результате износа.

Если шатуны и крышки шатунов не помечены, промаркируйте их.

Рис. 2.2. Поршень и шатун: 1 – верхнее компрессионное кольцо; 2 – нижнее компрессионное кольцо; 3 – маслосъемное кольцо; 4 – поршень; 5 – поршневой палец; 6 – шатун; 7 – болт крепления крышки шатуна; 8 – верхний шатунный вкладыш; 9 – нижний шатунный вкладыш; 10 – крышка шатуна; 11 – гайка крепления крышки шатуна

Установите поршни ( рис. 2.2 ) первого и четвертого цилиндров в нижнюю мертвую точку.

Отверните крепежные гайки, снимите крышку первого шатуна и вкладыш подшипника, пометьте вкладыши.

Наденьте отрезки резиновой трубки на шатунные болты, чтобы не повредить шейку коленчатого вала и стенки цилиндра при снятии поршней в сборе с шатунами.

Снимите вкладыши подшипников и извлеките шатун сверху из блока через отверстие цилиндра.

Снимите аналогичным образом остальные шатуны и поршни.

Разборка и сборка  поршней с шатунами

Рис. 2.3. Приспособление для разборки и сборки поршней с шатунами

Разборку и сборку поршней с шатунами рекомендуется проводить с помощью приспособления 09234-33001 для двигателей рабочим объемом 1,1/1,3 л и приспособления 09234-3302 для двигателей рабочим объемом 1,5/1,6 л. Приспособление для разборки и сборки поршней с шатунами показано на рис. 2.3 .

Проверка технического  состояния

Поршни и поршневые пальцы

Проверьте поршни на наличие задиров, царапин и других дефектов. Замените дефектные поршни.

Проверьте все поршневые кольца на наличие сколов, повреждений и сильного износа. Замените дефектные кольца. При замене поршня заменяйте и поршневой палец.

Убедитесь в отсутствии чрезмерного зазора между поршневым пальцем и бобышками поршня. Замените дефектный поршень в сборе с пальцем. Поршневой палец должен плавно входить в бобышки поршня при нажатии рукой (при комнатной температуре).

Поршневые кольца

Проверьте зазор между поршневыми кольцами и соответствующими канавками поршня. Если зазор превышает предельно допустимое в эксплуатации значение, установите в канавку новое кольцо и снова проверьте зазор между кольцом и канавкой. Если зазор снова превышает предельно допустимое значение, замените поршень и кольца. Если зазор не превышает предельно допустимое значение, замените только поршневые кольца.

Номинальный зазор между кольцом и канавкой, мм:

верхнее компрессионное кольцо:

двигатель 1,3 л.....0,04–0,085

двигатель 1,1 л.....0,03–0,07

нижнее компрессионное кольцо:

двигатель 1,3 л.....0,04–0,085

двигатель 1,1 л.....0,02–0,06

Предельно допустимый зазор для верхнего и нижнего компрессионных колец составляет 0,1 мм.

Для проверки зазора в замке кольца вставьте кольцо в цилиндр. Установите кольцо под прямым углом к оси цилиндра, слегка нажав на него поршнем. Проверьте зазор в замке кольца (табл. 2.1) щупом. Если зазор превышает предельно допустимое значение, кольцо подлежит замене.

Таблица 2.1

Зазор в замке кольца

Наименование кольца

Зазор, мм

номинальный

предельно допустимый

Верхнее компрессионное кольцо:

двигатель 1,3 л

двигатель 1,1 л

0,20-0,35

0,15-0,30

1,0

1,0

Нижнее компрессионное кольцо:

двигатель 1,3 л

двигатель 1,1 л

0,37-0,52

0,30-0,50

1,0

1,0

Маслосъемное кольцо

0,20-0,70

1,0

При замене колец без расточки цилиндров зазор в замке кольца нужно проверять, установив кольцо в нижней, менее изношенной части цилиндра. Кольца необходимо заменять кольцами той же размерной группы.

Размерные группы поршневых колец по зазору в замке и их маркировка:

Номинальный         Без маркировки

0,25 мм............25

0,50 мм............50

0,75 мм............75

1,0 мм.............100

        ПРИМЕЧАНИЕ

Маркировка нанесена на верхней поверхности поршневого кольца.

Шатуны

Установку крышек шатунов производите в соответствии с номерами цилиндров, нанесенными на крышки при разборке.

При установке нового шатуна следите за тем, чтобы установочные выемки шатунных вкладышей располагались с одной стороны.

Всегда заменяйте шатуны с повреждением одной из поверхностей, подвергающихся осевой нагрузке. Заменяйте шатуны при наличии слоистого износа, а также при сильной шероховатости рабочей поверхности отверстия в верхней головке шатуна.

Установка поршневых колец

Первым устанавливается маслосъемное кольцо. Сначала установите в канавку расширитель, затем установите нижнее и верхнее маслосъемные кольца.

После установки всех элементов маслосъемного кольца проверьте, чтобы верхнее и нижнее кольца вращались свободно, без заеданий.

Установите нижнее компрессионное кольцо меткой вверх.

Затем установите верхнее компрессионное кольцо.

Вращением компрессионных колец разведите их замки как можно дальше один от другого, следя за тем, чтобы они не оказались в одной плоскости с замками дисков маслосъемного кольца и поршневым пальцем.

Сожмите поршневые кольца с помощью приспособления и вставьте поршень в цилиндр.

При установке крышек шатунов следите за соответствием номеров, нанесенных на шатуны и их крышки при разборке. Убедитесь, что метки на поршнях и шатунах при установке (идентификационные метки) обращены в сторону передней части двигателя.

При установке новых шатунов следите за тем, чтобы установочные выемки вкладышей располагались с одной стороны.

Полезные сведения  и советы

Износ цилиндропоршневой группы

Двигатель автомобиля иногда сравнивают с сердцем человека. Действительно, он работает постоянно, пока машина движется. Правда, такое сравнение не вполне корректно. Ведь сердце, как и всякий живой организм, непрерывно самовосстанавливается: в нем постоянно идут процессы отмирания старых клеток и замещения их новыми, молодыми. Чего никак не скажешь о неживом механизме – автомобильном двигателе. Он, несмотря на все наши старания, изнашивается практически необратимо. Однако интенсивность такого износа, ресурс двигателя до капитального ремонта, как и долговечность всего автомобиля в целом, во многом зависят от того, насколько качественно он сделан и грамотно эксплуатируется.

Особенно подвержены износу главные детали двигателя – поршни с поршневыми кольцами, шатуны и цилиндры. Работа поршней двигателя наиболее впечатляет. Ведь, двигаясь возвратно-поступательно между верхней и нижней мертвыми точками, они покрывают огромное расстояние. Так, при

частоте вращения коленчатого вала 5000 мин -1 и ходе поршня, скажем, 75 мм суммарный путь, преодолеваемый поршнем в минуту, составляет 375 м. За час работы двигателя это расстояние будет составлять 2 км 250 м, а за месяц эксплуатации по 8 ч в день, исключая выходные (что, конечно, маловероятно для среднестатистического автомобиля), поршень преодолеет расстояние 460 км. При интенсивной эксплуатации автомобиля за 5 лет (а именно такую продолжительность эксплуатации автомобиля до капитального ремонта двигателя подтверждает статистика) поршень покроет расстояние 24 000 км!

Итак, износ поршня и сопрягаемых с ним деталей (цилиндра двигателя) неизбежен. Однако значения износа поршневой группы (поршни-поршневые кольца) до капитального ремонта для двигателей различных фирм весьма сильно отличаются друг от друга. Так, предельный износ поршней и поршневых колец двигателей Mercedes-Benz, Volkswagen, BMW, большинства американских и японских фирм наступает после пробега около 300 000 км.

В то же время двигатели других, скажем, менее совершенных моделей, нуждаются в замене поршней и поршневых колец уже после 50 000 км пробега (почти в 10 раз меньше).

В чем тут причина? И как зависит долговечность этих деталей от условий эксплуатации? Для ответа на эти вопросы рассмотрим две типичные конструкции поршневых групп бензинового двигателя и дизеля. Напомним прежде всего, что давление газов внутри цилиндров этих двигателей в начале рабочего хода отличается примерно в два раза. В бензиновом двигателе – карбюраторном или с непосредственным впрыском топлива оно составляет 40–55 кг/см 2 , в дизеле –

70–80 кг/см 2 . Поэтому и поршни бензинового и дизельного двигателей отличаются один от другого, хотя главные конструктивные решения у них одинаковы.

Типичный поршень бензинового двигателя отлит из алюминиевого сплава и покрыт снаружи слоем олова для улучшения приработки к зеркалу цилиндра. Диаметр его верхней части – головки – на 0,1 мм меньше, чем внутренний диаметр цилиндра. Это сделано для предотвращения заклинивания головки поршня в цилиндре при разогреве до рабочей температуры. В кольцевых канавках поршня размещены два компрессионных кольца и одно маслосъемное. Нижняя часть поршня – юбка – в поперечном сечении овальная, а по высоте конической формы: в верхней части диаметр меньше, чем в нижней. Кроме того, внутри бобышек поршня с отверстиями под поршневой палец имеются две стальные терморегулирующие вставки. Все это сделано для предотвращения увеличения трения между юбкой и зеркалом цилиндра при нагревании поршня. При меньшем, чем у алюминия, коэффициенте теплового расширения эти вставки стягивают юбку в направлении, перпендикулярном оси поршневого пальца.

Отверстие под поршневой палец в современных двигателях обычно смещают от оси симметрии поршня в правую сторону двигателя. Для правильной сборки поршня с шатуном и установки их в цилиндр двигателя около отверстия бобышки имеется метка, которая должна быть обращена в сторону передней части двигателя. Такое смещение делают для уменьшения боковой составляющей силы давления газов, прижимающей поршень к одной из сторон цилиндра во время рабочего хода.

Шатун также должен быть правильно ориентирован в двигателе. На его передней стороне выполнены отверстия для подачи струи масла на нагруженную сторону зеркала цилиндра (в некоторых двигателях эти отверстия отсутствуют). Вкладыши и крышка нижней головки шатуна также снабжены соответствующими метками для правильной сборки. От точности изготовления поршня и верного подбора его к отверстию цилиндра существенно зависит его дальнейшая работоспособность и долговечность. Ведущие моторостроительные фирмы применяют сегодня систему, в соответствии с которой поршни по наружному диаметру разбиты обычно на пять или шесть классов с шагом 0,01 мм. Кроме

того, они разделены на три или четыре категории с шагом 0,004 мм в соответствии с диаметром отверстия под поршневой палец. Цилиндры двигателя также имеют подобное деление на пять классов. Такая система позволяет более точно подобрать поршень к любому, даже изношенному цилиндру, а поршневой палец нужной категории – к отверстию в бобышках и шатуну. Для капитального ремонта двигателей, заключающегося обычно в расточке (увеличении диаметров) цилиндров, производители запасных частей выпускают так называемые ремонтные поршни увеличенных размеров.

Поршень современного дизеля рассчитан на восприятие более высоких давлений, поэтому толщина его днища и бобышек больше. Кроме того, конструкция поршня дизеля несколько отличается от рассмотренной выше. Главное отличие – это размещение камеры сгорания непосредственно в головке поршня. Поскольку сгорание топливовоздушной смеси происходит при нахождении поршня вблизи верхней мертвой точки, горячие газы сильней нагревают головку поршня, а стенки верхней части цилиндра нагреваются несколько меньше, чем в бензиновых двигателях. Для надежного уплотнения поршня в цилиндре на его наружной поверхности сделаны пять канавок для установки поршневых колец. В трех верхних канавках установлены компрессионные кольца. В нижних канавках размещены два маслосъемных кольца. Многие фирмы изготовляют компрессионные кольца прямоугольного сечения, практически ничем не отличающиеся от колец бензиновых двигателей. Однако более прогрессивной, хотя и более дорогостоящей, является конструкция с конусной верхней рабочей поверхностью кольца. Угол наклона образующей конуса у таких колец делают обычно равным 10°. Применение конусных колец обеспечивает некоторое увеличение их долговечности, поскольку во время рабочего хода составляющая силы давления газов на конусную поверхность кольца дополнительно прижимает его к зеркалу цилиндра. Особенностью обслуживания и ремонта поршней с конусными компрессионными кольцами является необходимость точного контроля зазоров. Зазоры между канавкой и маслосъемными кольцами контролируют так же, как в бензиновых двигателях.

Силы трения между поверхностями юбки поршня и зеркала цилиндра у дизелей выше, чем в бензиновых двигателях. Для увеличения долговечности на поверхность юбки поршней наносят слой специального коллоидно-графитового покрытия. Оно намного улучшает прирабатываемость поршня к цилиндру и увеличивает срок его работы до капитального ремонта. Подобную же обработку трущихся поверхностей поршней применяют сегодня и на бензиновых двигателях.

Кроме износа поверхностей юбки, изнашиваются также канавки компрессионных колец поршней. Кроме того, изнашивается и канавка маслосьемного кольца, хотя такой износ обычно значительно меньше. При износе канавок кольца поршня начинают все более интенсивно перемещаться вниз и вверх по высоте канавки и все более ощутимым становится так называемое насосное действие колец. Это действие проявляется во все более увеличивающемся расходе двигателем моторного масла. Попадая в камеру сгорания, масло сгорает там, образуя сизый дым, который выходит из выхлопной трубы автомобиля. При значительном износе канавок замена колец на новые мало улучшает ситуацию. Наступает объективная необходимость в замене всей поршневой группы, при этом весьма желательна расточка цилиндров до ремонтного размера. Все описанные виды износа – это естественный и, к сожалению, неотвратимый процесс.

Тем не менее этот естественный износ можно растянуть во времени, продливая таким образом срок службы двигателя. Америку тут открывать не нужно. Просто следует точно выполнять требования производителя по эксплуатации автомобиля, пользоваться качественным моторным маслом и масляными фильтрами, правильно регулировать топливную аппаратуру. Хорошие результаты дает применение качественных модификаторов масла и топлива, препаратов, изменяющих микроструктуру поверхностных слоев поверхностей трения двигателей.

Наряду с этим износ двигателя, как и всего автомобиля в целом, во многом зависит от водителя, от его квалификации и технической грамотности. Ведь не зря же автомобили одной и той же марки у одних водителей служат долго и безотказно, у других – ремонтируются чуть ли не каждую неделю. Опытный водитель почти никогда не допускает работы двигателя с перегрузкой, а тем более с детонацией. Он постоянно слушает, как работает двигатель его машины, и немедленно реагирует на всякую перегрузку, обычно сопровождаемую гулким звуком низкого тона на пониженной частоте вращения коленчатого вала. Режим разгона автомобиля также

сопровождается повышенным износом двигателя. Здесь напрашивается аналогия с лошадью и наездником: заботливый хозяин не будет без особой нужды хлестать своего четвероногого друга, заставляя его бежать с места в карьер, особенно когда лошадь еще не разогрелась. Конечно, в критических ситуациях водитель может себе позволить лихо, предельно резко разогнать автомобиль. Но, если такой крутой стиль езды входит в привычку, ремонт двигателя будет обеспечен вдвое раньше, чем предусмотрено техническими условиями.

Зачастую наблюдается и другой, не предусмотренный никакими инструкциями вид износа. Это аварийная поломка элементов шатунно?поршневой группы и прежде всего колец и перемычек кольцевых канавок поршня. В бензиновых двигателях это связано прежде всего с детонацией. Напомним, что детонация – это взрывоподобное сгорание топливовоздушной смеси в цилиндре, сопровождаемое скачкообразным повышением давления в камере сгорания. Это равносильно резкому удару кувалдой по неподвижному поршню и кольцам. Детали, естественно, не рассчитаны на такую нагрузку и могут поломаться, повредив затем своими осколками зеркало цилиндра. Причин детонации несколько. Однако главная из них – эта работа двигателя на бензине с более низким, чем это предусмотрено техническими условиями, октановым числом, а также перегрев и работа на переобогащенной горючей смеси. Опытный водитель обязан слышать детонационные стуки при работе двигателя и немедленно уменьшать подачу топлива при разгоне, а затем устранять причины детонации. Звук детонации – это металлические щелчки высокого тона, совпадающие по частоте с частотой вращения коленчатого вала. Они могут быть едва слышны на фоне других звуков работающего двигателя, особенно при слегка раннем зажигании, и пропадают при совсем незначительном уменьшении подачи топлива (газа). Такая еле заметная детонация свидетельствует о правильно отрегулированном угле опережения зажигания, но бывает и так, что детонационные стуки появляются сразу же при нажатии на педаль акселератора, что, конечно же, недопустимо. Продолжать движение в таком режиме равносильно разбиванию молотком внутренностей двигателя.

Дизельные двигатели не столь чувствительны к изменению состава топлива, хотя и в них случаются неприятности, ведущие к повышенному износу деталей кривошипно-шатунного механизма. Это прежде всего перегрев двигателя и связанное с ним уменьшение вязкости масла, особенно если качество масла невысокое. Повышенный износ может быть также следствием неправильной регулировки топливного насоса высокого давления и ухудшения распыления топлива в камерах сгорания из-за нарушения работы форсунок. И, конечно же, многое зависит от самого водителя.

Итак, из всего сказанного можно сделать такие выводы. Долговечность двигателя вашего автомобиля, как и всего транспортного средства в целом, зависит от двух факторов: качества изготовления, за которое отвечает фирма-производитель, и уровня технической эксплуатации, за который в конечном счете отвечает водитель. Об этом нужно помнить как при покупке автомобиля, так и при подготовке и обучении водителей.

www.hyundai-sto.ru

Hyundai Getz | Шатунно-поршневая группа

Наименование детали

Номинальный диаметр, мм

Наименование сопрягаемых деталей

Номинальный диаметр, мм

Поршень 1-й ремонтный размер

92,5 +0,048

92,5 -0,012

2-й ремонтный размер

93,0 +0,048

93,0 -0,012

Гильза цилиндра 1-й размер

92,5 +0,084

92,5 +0,024

2-й размер

93,0 +0,084

93,0 +0,024

Верхнее поршневое компрессионное кольцо Поршень 2,0 +0,075

2,0 +0,050

ширина канавки

Нижнее поршневое компрессионное кольцо Поршень 2,0 +0,075

2,0 +0,050

ширина канавки

Поршневое маслосъемное кольцо 0,7 -0,04 x 2+3,5 -0,1

высота двух дисков и расширителя

Поршень
Поршневой палец

25,0 -0,01

Шатун
Поршневой палец

25,0 -0,01

Поршень

25,0 -0,01

Втулка верхней головки шатуна Шатун

26,25 +0,045

Стопорное кольцо поршневого пальца Поршень 2,2 +0,12

ширина канавки

Шатунные вкладыши 61,5 +0,019 – 2 (1,75 -0,005)

61,5 +0,019 – 2 (1,75 -0,012)

Коленчатый вал

58,0 -0,02

Шатун 36,0 -0,25

36,0 -0,35

ширина нижней головки

Коленчатый вал 36,0 +0,1

ширина шатунной шейки

Наименование детали

Зазор, мм

Натяг, мм

Предельно допустимый, мм

min

max

min

max

зазор

размер

Поршень 1-й ремонтный размер

0,024

2-й ремонтный размер

0,024

1-й ремонтный размер

0,048

2-й ремонтный размер

0,048

91,5 поршень

92,15 гильза

Верхнее поршневое компрессионное кольцо

0,05

0,087

__

__

0,15

2,1 ширина канавки

Нижнее поршневое компрессионное кольцо

0,05

0,087

__

__

0,15

2,1 ширина канавки

Поршневое маслосъемное кольцо

0,135

0,335

__

__

__

__

Поршневой палец

0,0045

0,0095

__

__

__

25,01 диаметр верхней головки шатуна

Поршневой палец

__

0,0025

__

0,0025

__

__

Втулка верхней головки шатуна

__

__

0,075

0,165

__

__

Стопорное кольцо поршневого пальца

0,17

0,35

__

__

__

__

Шатунные вкладыши

0,01

0,063

__

__

__

__

Шатун

0,25

0,45

__

__

__

__

automn.ru

Hyundai Getz | Шатунно-поршневая группа

Наименование детали

Номинальный диаметр, мм

Наименование сопрягаемых деталей

Номинальный диаметр, мм

Поршень 1-й ремонтный размер

92,5 +0,048

92,5 -0,012

2-й ремонтный размер

93,0 +0,048

93,0 -0,012

Цилиндр 1-й ремонтный размер

92,5 +0,084

92,5 +0,024

2-й ремонтный размер

93,0 +0,084

93,0 +0,024

Верхнее поршневое компрессионное кольцо Поршень 2,0 +0,075

2,0 +0,050

ширина канавки

Нижнее поршневое компрессионное кольцо Поршень 2,0 +0,075

2,0 +0,050

ширина канавки

Поршневое маслосъемное кольцо 0,7 -0,04 x 2+3,25 -0,15

высота двух дисков и расширителя

Поршень 5,0 +0,055

5,0 +0,035

ширина канавки

Поршневой палец

22,0 -0,01

Шатун
Поршневой палец

22,0 -0,01

Поршень

22,0 -0,01

Стопорное кольцо поршневого пальца Поршень 1,8 +0,12

ширина канавки

Шатунные вкладыши

60,0 +0,019 – 2 (2,0 +0,008)

Коленчатый вал
Шатун (ширина нижней головки) Коленчатый вал (ширина шатунной шейки)

26,0 +0,1

Наименование детали

Зазор, мм

Натяг, мм

Предельно допустимый, мм

min

max

min

max

зазор

размер

Поршень

0,024

1-й ремонтный размер

0,024 2-й ремонтный размер

0,024

0,048

1-й ремонтный размер

0,048 2-й ремонтный размер

0,048

__

1-й размер

__

2-й размер

__

0,25

1-й размер

0,25 2-й размер

0,25

91,9 поршень

92,15 цилиндр

1-й размер

__ 2-й размер

__

Верхнее поршневое компрессионное кольцо

0,05

0,087

__

__

0,15

2,1 ширина канавки

Нижнее поршневое компрессионное кольцо

0,05

0,087

__

__

0,15

2,1 ширина канавки

Поршневое маслосъемное кольцо

0,115

0,365

__

__

__

__

Поршневой палец

0,0045

0,0095

__

__

__

22,01 диаметр верхней головки шатуна

Поршневой палец

__

0,0025

__

0,0025

__

Стопорное кольцо поршневого пальца

0,20

0,57

__

__

__

__

Шатунные вкладыши

0,009

0,063

__

__

__

__

Шатун (ширина нижней головки)

0,25

0,45

__

__

__

__

automn.ru

Hyundai Getz | Шатунно-поршневая группа

17.5.1 Шатунно-поршневая группа

17.5.1. Снятие и разборка 17.5.2. Проверка поршней и шатунов 17.5.3. Измерение зазора подшипников шатуна 17.5.4. Сборка поршней и шатунов 17.5.5. Установка поршней и шатунов Рис. 420. Сечения поршня. Стрелкой показана камера сгорания Рис. 421. Вид поршня и шатуна: 1 — поршневые кольца; 2 — поршень; 3 — поршневой палец; 4 — стопорное кол...

17.5.2 Снятие и разборка

Поршни и шатуны выбиваются из блока цилиндров по направлению вверх рукояткой молотка, после снятия крышек и вкладышей шатунных подшипников. Рис. 422. Вид верхней части двигателя. Стрелками показаны большие выемки для впускных клапанов, которые по-разному расположены на поршнях № 1 и 2, № 3 и 4 Нанесите на каждый поршень и относящийся к нему шатун тот номер цил...

17.5.3 Проверка поршней и шатунов

Тщательно проверьте все детали. Если на них есть задиры, царапины или следы износа, то эти детали следует заменить. Рис. 427. Проверка зазор между поршневыми кольцами и канавками Замерьте зазор по высоте между поршневыми кольцами и канавками с помощью измерительного щупа (рис. 427). Если зазор компрессионного кольца больше, чем 0,25 мм, или зазор маслосъемного...

17.5.5 Сборка поршней и шатунов

Нагрейте поршни до температуры 60°C (для этого положите их в горячую воду). Найдите подходящую оправку, которая входит внутрь поршневого пальца. Рис. 429. Снятие и установка поршневого пальца при помощи специальной оправки Рукой вставьте поршневой палец в нагретый поршень и шатун. На рис. 429 показано, как должен располагаться поршень при установке поршневого ...

17.5.6 Установка поршней и шатунов

Если были сняты форсунки охлаждения поршня, то снова установите их и затяните болты моментом 10 Н·м. Обильно смажьте отверстия цилиндров. Выложите все шатуны в соответствии с номерами цилиндров. Литые выступы на шатуне и крышке шатуна должны быть направлены в сторону промежуточного вала. Рис. 422. Вид верхней части двигателя. Стрелками показаны большие выемки для впускных клапан...

automn.ru

Hyundai Getz | Разборка шатунно-поршневой группы

Разборка крышки шатуна

Отверните болты крепления крышки шатуна, затем снимите крышку шатуна и нижний вкладыш шатунного подшипника.

Вытолкните поршень и шатун в сборе из блока цилиндров в направлении к поверхности под прокладку головки цилиндров.

ВНИМАНИЕ

Расположите снятые детали (шатуны, крышки шатунов, вкладыши шатунных подшипников) в порядке их соответствия номерам цилиндров, чтобы обеспечить последующую правильную сборку.

Разборка и сборка узла поршня и шатуна (снятие и установка поршневого пальца)

Рис. 2.268. Разборка узла поршень-шатун
С помощью специальных инструментов (09234-33001 и 09234-33002) выполните разборку и сборку узла поршня и шатуна (рис. 2.268).

Поршневой палец запрессован в верхнюю головку шатуна, и поршень скользит по нему.

Набор специальных инструментов состоит из основания с подставкой и вставками, направляющих, переходников, штока-толкателя для снятия и штока-толкателя для установки. При снятии или установке поршневого пальца поршень удерживается на основании приспособления. Направляющие приспособления облегчают позиционирование поршневого пальца при его снятии и установке, когда шатун опирается на вставки подставки.

Рис. 2.269. Извлечение пальца с помощью пресса
Для снятия поршневого пальца уложите поршень на основание и расположите шатун на вставке подставки. Вставьте шток-толкатель (для снятия) через дугу верхней части основания в поршневой палец и извлеките палец с помощью пресса (рис. 2.269).

При установке нового пальца необходимо установить соответствующую вставку подставки для поддержки шатуна.

Расположите верхнюю головку шатуна внутри поршня. С одной стороны поршня вставьте соответствующую направляющую через поршень и шатун, затем слегка осадите направляющую от руки, чтобы она удерживалась поршнем. С другой стороны поршня вставьте поршневой палец и уложите вместе поршень и шатун на основание приспособления так, чтобы направляющая пальца была снизу.

Рис. 2.270. Направляющая центрирования шатуна

ПРИМЕЧАНИЕ

Направляющая необходима для центрирования шатуна относительно бобышек поршня. Если сборка выполнена правильно, то направляющая пальца будет стоять точно по центру отверстия дуги верхней части основания и касаться вставки подставки. Если используется направляющая пальца неправильного размера, то поршень (и шатун) и поршневой палец не будут находиться на одной оси с отверстием основания (рис. 2.270).

Вставьте шток-толкатель (для установки) через отверстие дуги верхней части основания до упора в переходник на поршневом пальце и с помощью гидравлического пресса заведите палец в поршень и верхнюю головку шатуна. Продолжайте запрессовку до момента, когда направляющая пальца упадет снизу основания и шток-толкатель упрется в дугу верхней части основания.

ВНИМАНИЕ

Не превышайте усилия 12 500 ±5000 Н при запрессовке поршневого пальца в момент, когда шток-толкатель упрется в дугу верхней части основания.

Проверка поршня и поршневого пальца

Проверьте каждый поршень на отсутствие царапин, задиров, износа и другие дефектов. Замените поршень при наличии дефектов.

Проверьте каждое поршневое кольцо на отсутствие изломов, повреждений или значительного износа. Замените дефектные кольца. При необходимости замены поршня одновременно следует заменить его поршневые кольца.

Проверьте, что поршневой палец входит в бобышки поршня. Замените поршень и поршневой палец комплектом при наличии дефектов. При комнатной температуре поршневой палец должен легко, без заедания входить в бобышки поршня от руки.

Проверка поршневых колец

Рис. 2.271. Проверка торцевого зазора компрессионного кольца
Измерьте зазор между компрессионным кольцом и канавкой поршня (рис. 2.271).

Если измеренный зазор превышает предельно допустимое значение, установите новое поршневое кольцо и повторно измерьте зазор. Если измеренный зазор снова превышает предельно допустимое значение, замените поршень и кольца в сборе. Если измеренный зазор меньше предельно допустимого значения, замените только поршневые кольца.

Значения зазора между поршневым кольцом и канавкой поршня приведены ниже.

Номинальное значение:

компрессионное кольцо №1 – 0,04–0,08 мм;

компрессионное кольцо №2 – 0,03–0,07 мм;

Предельно допустимое значение:

компрессионное кольцо №1 – 0,1 мм;

компрессионное кольцо №2 – 0,1 мм.

Для измерения зазора в замке поршневого кольца установите поршневое кольцо в отверстие цилиндра.

Расположите кольцо под прямым углом к образующей стенки цилиндра, осторожно перемещая его вниз с помощью поршня. Измерьте зазор в замке кольца с помощью плоского щупа. Если измеренный зазор превышает предельно допустимое значение, замените поршневое кольцо.

Измерьте зазор в замке кольца плоским щупом.

Если измеренный зазор превышает предельно допустимое значение, замените поршневое кольцо.

Значения зазора в замке поршневого кольца приведены ниже.

Номинальное значение:

компрессионное кольцо №1 – 0,20–0,35 мм;

компрессионное кольцо №2 – 0,37–0,52 мм;

маслосъемное кольцо – 0,2–0,7 мм.

Предельно допустимое значение:

компрессионные кольца №1 и №2 – 0,8 мм;

маслосъемное кольцо – 1,0 мм.

При замене поршневых колец без расточки цилиндров в ремонтный размер проверяйте зазор в замке кольца в точке, расположенной в нижней части цилиндра (зона наименьшего износа).

При установке крышки шатуна убедитесь, что метки номера цилиндра (сделанные при разборке) на шатуне и крышке шатуна совпали. При установке нового шатуна убедитесь, что фиксирующие пазы вкладышей в крышке шатуна и шатуне расположены с одной стороны.

Замените шатун при наличии повреждения торцевой поверхности верхней или нижней головок. Если присутствует изгиб или скручивание шатуна или поверхность отверстия под поршневой палец в верхней головке шатуна значительно изношена, замените шатун.

ПРИМЕЧАНИЕ

Идентификационная метка наносится на верхней поверхности кольца рядом с замком.

Проверка шатунов

При установке крышки шатуна убедитесь, что метки номера цилиндра (сделанные при разборке) на шатуне и крышке шатуна совпали. При установке нового шатуна убедитесь, что фиксирующие пазы вкладышей в крышке шатуна и шатуне расположены с одной стороны.

Замените шатун при наличии повреждения торцевой поверхности верхней или нижней головок. Если присутствует изгиб или скручивание шатуна или поверхность отверстия под поршневой палец в верхней головке шатуна значительно изношена, то замените шатун.

Сборка

Рис. 2.272. Установка расширителя маслосъемного кольца
Установите расширитель маслосъемного кольца (рис. 2.272).
Рис. 2.273. Схема установки верхнего скребка маслосъемного кольца
Установите верхний скребок маслосъемного кольца. Для этого сначала установите один конец скребка между расширителем и канавкой поршня, затем, удерживая конец скребка, нажимайте пальцем на скребок, чтобы завести его в канавку, как показано на рисунке 2.273.

ВНИМАНИЕ

Не применяйте экспандер поршневых колец при установке скребков маслосъемного кольца.

Рис. 2.274. Установка нижнего скребка маслосъемного кольца
Установите нижний скребок маслосъемного кольца в соответствии с предыдущей процедурой (рис. 2.274).

Нанесите моторное масло на поршень и канавки поршня под кольца по всей окружности.

С помощью экспандера поршневых колец установите компрессионное кольцо №2.

Рис. 2.275. Схема установки компрессионного кольца №1
Установите компрессионное кольцо №1 (рис. 2.275).
Рис. 2.276. Схема замков компрессионных колец
Расположите замки колец как можно дальше друг от друга. Убедитесь, что замок какого-либо кольца не находится на оси поршневого пальца или перпендикулярном данной оси направлении (рис. 2.276). Перед установкой поршня и шатуна в цилиндр с помощью оправки сожмите поршневые кольца.

Установите в блок верхние вкладыши коренных подшипников.

Рис. 2.277. Установка нижних вкладышей коренных подшипников
Установите в крышки коренных подшипников нижние вкладыши (рис. 2.277).

ВНИМАНИЕ

Верхние вкладыши коренных подшипников имеют канавку распределения масла.

Рис. 2.278. Установка полуколец упорного подшипника
Установите полукольца упорного подшипника в крышку коренного подшипника №3 масляными канавками наружу (рис. 2.278).

При установке поршня убедитесь, что метка «перед» на поршне и метка «перед» на шатуне направлены к передней части двигателя (к ремню привода ГРМ).

При установке крышки шатуна номер цилиндра на крышке и шатуне должны располагаться с одной стороны.

При установке нового шатуна убедитесь, что фиксаторы вкладышей на шатуне и крышке шатуна расположены с одной стороны.

Затяжка болтов крепления крышки шатуна проводится угловым методом.

1. Нанесите масло на резьбу гаек крепления и места контакта шатуна гаек и болтов.

2. Затяните болты крепления крышек шатунов номинальным моментом затяжки и доверните на указанный угол.

Момент затяжки гаек крепления крышек шатунов: 16–20 Н·м +90–94°.

ВНИМАНИЕ

Старые болты крепления крышек шатунов повторно не устанавливать.

При использовании нового болта его затяжку проводить не более трех раз.

Рис. 2.279. Проверка бокового зазора между нижней головкой шатуна и щекой коленчатого вала
Проверьте боковой зазор между нижней головкой шатуна и щекой коленчатого вала (рис. 2.279).

Боковой зазор нижней головки шатуна:

Номинальное значение – 0,10–0,25 мм;

Предельно допустимое значение – 0,40 мм.

automn.ru

Hyundai Getz | Шатунно-поршневая группа

Поршень двигателя мод. 2106
1, 2 и 3 – плоскости измерения профиля юбки;

4 – утрированный профиль юбки в продольном сечении (перпендикулярно оси поршневого пальца)

Поршень и соответствующий ему цилиндр должны относиться к одному классу, так же как и поршень с поршневым пальцем к одной категории. Предупреждение

По наружному диаметру поршни разбиты на пять классов (А, В, С, D, Е), а по диаметру отверстия под поршневой палец – на три категории через 0,004 мм. Класс поршня (буква) и категория отверстия под поршневой палец (цифра) клеймятся на днище поршня.

Размеры диаметра юбки в мм

A

78,930 – 78,940

B

78,940 – 78,950

C

78,950 – 78,960

D

78,960 – 78,970

E

78,970 – 78,980

Для подбора поршня к любому цилиндру поршни и цилиндры разбиты на классы с некоторым перекрытием размеров. Поэтому в запасные части поставляются поршни только классов А, С, Е. Этих классов достаточно для подбора поршней к любому цилиндру

Главное при подборе поршня – обеспечить необходимый монтажный зазор между поршнем и цилиндром, который определяется промером цилиндра и поршня.

Разность большего и меньшего диаметров юбки поршня в поперечном сечении составляет 0,4 мм.

При подборе новых поршней к изношенному цилиндру зазор между юбкой поршня и зеркалом гильзы следует проверять в нижней, наименее изношенной части цилиндра. Нельзя допускать уменьшения зазора в этой части цилиндра до значения менее 0,02 мм.

При сборке двигателя необходимо обращать внимание на метки на поршнях: буква П или стрелка, показывающая правильное положение поршня в цилиндре, должны быть обращены к передней части двигателя.

При текущем ремонте в частично изношенные цилиндры, как правило, устанавливают поршни того же размера (нормального или ремонтного), какой имели поршни, работавшие ранее в данном двигателе. Однако желательно подобрать комплект поршней с большим диаметром юбки для уменьшения зазора между поршнем и зеркалом цилиндра.

Поршни меняют чаще всего вследствие износа канавки верхнего поршневого кольца и реже из-за износа юбки поршня.

Поршни целесообразно заменять в те же сроки, что и поршневые кольца.

В запасные части поршни поставляют как номинального, так и ремонтных размеров, с увеличенным диаметром юбки.

Номера ремонтных поршней и величина увеличения диаметра юбки

Номер поршня

Увеличение диаметра

21011-1004015-21

+0,4 мм

21011-1004015-22

+0,4 мм

На ремонтных поршнях двигателя мод. 2106 на днище выбиты наибольший диаметр юбки поршня, округленный до 0,01 мм, и его масса.

automn.ru

Hyundai Getz | Проверка состояния компонентов шатунно-поршневой группы

1. Предварительно шатунно-поршневые сборки должны быть тщательно очищены. Кольца с поршней необходимо снять.

Поршневые кольца подлежат замене в обязательном порядке.

2. При помощи специального приспособления снимите кольца с поршней, - постарайтесь случайно не повредить стенки последних. 3. Соскоблите с днищ поршней следы угольных отложений. После удаления основного слоя отложений зачистите поверхность вручную проволочной щеткой или куском мелкозернистой наждачной бумаги.

Ни в коем случае не используйте для зачистки изготовленных из мягкого материала и легко подверженных эрозии поршней проволочные насадки к электродрели!

4. При помощи специального приспособления прочистите канавки под установку колец на поршнях. Альтернативно можно воспользоваться для этой цели обломком старого поршневого кольца, однако соблюдайте осторожность, - не оцарапайте дно и стенки канавки и не порежьте пальцы.

5. Удалив основные отложения, промойте шатунные сборки растворителем и тщательно просушите их, по возможности с применением сжатого воздуха. Проверьте проходимость масловозвратных отверстий в задних стенках канавок под установку поршневых колец, а также масляных отверстий в нижних головках шатунов.

При пользовании сжатым воздухом не забывайте надевать защитные очки!

6. Если стенки поршней и зеркала цилиндров не повреждены и чрезмерно не изношены, а блок двигателя не протачивался и не заменялся, необходимость в замене поршней также отпадает. Нормальный износ поршней проявляется в виде вертикальных следов выработки по упорной поверхности и небольшой слабины посадки верхнего компрессионного кольца в своей канавке. Не забывайте, что замена поршневых колец производится в обязательном порядке, вне зависимости от их состояния. 7. Внимательно осмотрите каждый из поршней на наличие трещин в юбке, вокруг выступов под установку поршневых пальцев и в районе расположения колец. 8. Проверьте упорные поверхности юбки поршня на наличие царапин, днище - на наличие сквозных отверстий и прогаров по краю. Присутствие царапин на юбке можно расценивать как признак длительных перегревов двигателя, либо слишком раннего зажигания воздушно-топливной смеси, - проверьте исправность функционирования системы охлаждения. Прогары по краям днища являются свидетельством детонации. В любом случае, причина выявленного нарушения должна быть устранена во избежание рецидивов. В качестве возможных причин образования перечисленных дефектов могут выступать также утечки всасываемого воздуха, неправильная компоновка воздушно-топливной смеси, нарушение установки угла опережения зажигания, неправильное функционирование систем зажигания и EGR. 9. Точечная коррозия поршней в виде каверн говорит о попадании в камеры сгорания и/или картер двигателя охлаждающей жидкости. Опять-таки, позаботьтесь, чтобы причина внутренних утечек была устранена.

10. Оцените величину бокового зазора посадки поршневых колец в своих канавках, для чего вложите новое кольцо снаружи в свою канавку на поршне и щупом лезвийного типа измерьте остающийся зазор. Повторите измерение в двух-трех точках по периметру канавки. Следите за тем, чтобы не перепутать компрессионные кольца, - верхнее отличается от второго. Если величина зазора превышает допустимое значение (см. Спецификации), поршни подлежат замене.

11. Определите посадочный зазор поршней в своих цилиндрах, для чего измерьте диаметры последних (см. Раздел Проверка состояния блока) и вычтите из них диаметры соответствующих поршней. Измерение диаметра поршня производится по упорной поверхности под углом 90 к оси поршневого пальца и на заданном удалении от днища. Если посадочный зазор поршня в цилиндре превышает допустимое значение (см. Спецификации), блок следует отдать в проточку с подборкой новых поршней и поршневых колец ремонтного диаметра.

12. Оцените правильность посадки поршней на шатунах, попытавшись повращать компоненты в противоположных направлениях. Наличие сколько-нибудь заметного люфта говорит о чрезмерном износе сочленения. Для исправления ситуации шатунно-поршневые сборки следует доставить в мастерскую автосервиса, где будут произведены необходимый восстановительный ремонт и замена пальцев. 13. Выполнение процедуры снятия поршней с шатунов (в случае возникновения такой необходимости) также должно быть поручено специалистам автосервиса. Параллельно, шатуны могут быть проверены на наличие признаков изгиба, скручивания и прочих деформаций с применением специального диагностического оборудования.

Без необходимости не следует снимать поршни с шатунов.

14. Проверьте шатуны на наличие трещин и прочих механических повреждений. Временно снимите крышки нижних головок, извлеките вкладыши старых подшипников, протрите постели в крышках и головках и проверьте их на наличие заусениц, задиров и шероховатостей. Закончив проверку, вложите вкладыши на место, установите крышки на нижние головки шатунов, и от руки затяните крепежные болты.

Если двигатель ремонтируется с целью устранения стука пальцев, замените шатунные сборки.

automn.ru