Распределительные валы. Метки хендай гетц


Обслуживание, устройство и ремонт Хендай (Хундай) Гетц Распределительный вал и его привод // Hyundai Getz

Особенности устройства

Распределительный вал чугунный, литой, число опор зависит от конструкции головки блока цилиндров (типа двигателя). Рабочие поверхности кулачков и шейка под сальник отбеливаются для увеличения износостойкости.

Для исключения осевого перемещения распределительного вала с задней его стороны предусмотрен фланец.

Привод распределительного вала (независимо от типа двигателя) осуществляется зубчатым ремнем от зубчатого шкива, установленного на коленчатом валу. Для натяжения ремня служит натяжной ролик, на котором нет зубьев. Он вращается на оси,

установленной на кронштейне, который крепится к блоку цилиндров. Изменяя положение кронштейна относительно болтов его крепления, можно изменять натяжение ремня.

Замена ремня привода  распределительного вала 

Автомобили с двигателями  рабочим объемом 1,1 и 1,3 л 

Рис. 2.52. Привод распределительного вала двигателя рабочим объемом 1,1 л

Рис. 2.53. Привод распределительного вала двигателя рабочим объемом 1,3 л

Привод распределительного вала двигателя рабочим объемом 1,1 л показан на рис. 2.52 , двигателя рабочим объемом 1,3 л – на рис. 2.53 .

Разборка привода  распределительного вала

Отверните болт крепления шкива насоса охлаждающей жидкости.

Отверните болт крепления генератора.

Снимите шкив насоса охлаждающей жидкости и ремень привода.

Снимите шкив коленчатого вала.

Снимите крышку привода газораспределительного механизма.

Рис. 2.54. Установочные метки на зубчатом шкиву А распределительного вала и головке блока цилиндров В двигателя рабочим объемом 1,3 л

Рис. 2.55. Установочные метки на зубчатом шкиву коленчатого вала и блоке цилиндров двигателя рабочим объемом 1,3 л

Рис. 2.56. Установочные метки на зубчатом шкиву распределительного вала и головке блока цилиндров двигателя рабочим объемом 1,1 л

Рис. 2.57. Установочные метки на зубчатом шкиву коленчатого вала и блоке цилиндров (штифт) двигателя рабочим объемом 1,1 л

Поворотом коленчатого вала установите поршень 1-го цилиндра в положение ВМТ конца такта сжатия, при этом метки на зубчатых шкивах распределительного и коленчатого валов должны быть совмещены с установочными метками на двигателе (рис. 2.54 , 2.55 , 2.56 , 2.57 ).

Рис. 2.58. Ослабление затяжки болта крепления натяжного ролика и смещение ролика к насосу охлаждающей жидкости (двигатель рабочим объемом 1,1 л)

Рис. 2.59. Натяжной ролик привода газораспределительного механизма двигателя рабочим объемом 1,3 л

Ослабьте затяжку болта крепления натяжного ролика и сместите ролик к насосу охлаждающей жидкости. Затяните болт крепления ролика ( рис. 2.58 и 2.59 ).

Снимите зубчатый ремень привода газораспределительного механизма.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Зубчатый ремень не следует сгибать. Согнутый зубчатый ремень надо заменить, так как он может лопнуть в процессе эксплуатации, что приведет к серьезным повреждениям двигателя.

Рис. 2.60. Стрелками показано направление вращения зубчатого ремня

Если устанавливается ремень, бывший в эксплуатации, обязательно следует учитывать направление его вращения ( рис. 2.60 ). Установка ремня для работы «в обратном направлении» может привести к его разрыву и вследствие этого к серьезным повреждениям двигателя.

Снимите зубчатый шкив распределительного вала.

Отверните болты крепления зубчатого шкива коленчатого вала.

Снимите натяжной ролик ремня привода газораспределительного механизма.

Проверка технического состояния ремня привода газораспределительного  механизма

Проверьте ремень на замасливание и загрязнение пылью. При необходимости замените ремень. Незначительное замасливание или загрязнение пылью удалите сухой тканью или бумагой. Растворители для очистки не применяйте.

При переборке двигателя или регулировке натяжения ремня тщательно проверьте состояние ремня. Замените ремень новым при наличии хотя бы одного из указанных ниже дефектов.

1. Затвердение наружной поверхности ремня (наружная поверхность ремня глянцевая, не эластичная и затвердела до такой степени, что от нажатия ногтем не остается вмятины).

2. На наружной поверхности ремня имеются трещины.

3. На внутренней поверхности ремня трещины или обрыв зубьев.

4. Сильный износ зубьев (начальная стадия). Износ нагруженной стороны зубьев (разлохмачивание нитей корда, полный износ резинового слоя, белесый цвет, нечеткая текстура корда).

5. Сильный износ зубьев (конечная стадия). Износ корда на нагруженной стороне зубьев до обнажения резинового слоя (уменьшение ширины зубьев).

6. Трещины в основании зубьев.

7. Отрыв зубьев.

8. Сильный износ кромок ремня (исправный ремень должен иметь четко обрезанные кромки).

9. Трещины на кромках ремня.

Проверка технического состояния  зубчатых шкивов и натяжного ролика

Проверьте зубчатые шкивы распределительного и коленчатого валов, натяжной ролик на наличие чрезмерного износа, трещин или повреждений. При необходимости замените дефектные детали.

Рис. 2.61. Проверка легкости и плавности вращения натяжного ролика

Проверьте легкость и плавность вращения натяжного ролика ( рис. 2.61 ), убедитесь в отсутствии люфта и постороннего шума.

При необходимости замените ролик.

Сборка привода  распределительного вала

Рис. 2.62. Установка фланца и зубчатого шкива коленчатого вала двигателя рабочим объемом 1,1 л: 1 – коленчатый вал; 2 – зубчатый шкив коленчатого вала

Рис. 2.63. Установка фланца и зубчатого шкива коленчатого вала двигателя рабочим объемом 1,3 л: 1 – фаска; 2 – коленчатый вал; 3 – фланец; 4 – зубчатый шкив коленчатого вала; 5 – специальная шайба

Установите фланец и зубчатый шкив коленчатого вала, как показано на рис. 2.62 и 2.63 . Обратите особое внимание на их взаимное положение при установке.

Момент затяжки болта крепления зубчатого шкива коленчатого вала, Н·м:

двигатели рабочим объемом 1,3 л.....140–150

двигатели рабочим объемом 1,1 л.....70–100

Рис. 2.64. Установка зубчатого шкива распределительного вала двигателя рабочим объемом 1,3 л: А, В – установочные метки

Рис. 2.65. Установка зубчатого шкива коленчатого вала двигателя рабочим объемом 1,3 л (на выноске – установочные метки)

Рис. 2.66. Установка зубчатого шкива распределительного вала двигателя рабочим объемом 1,1 л

Рис. 2.67. Установка зубчатого шкива коленчатого вала двигателя рабочим объемом 1,1 л

Установите зубчатый шкив распределительного вала (рис. 2.64 , 2.65 , 2.66 , 2.67 ) и затяните болт крепления указанным моментом.

Момент затяжки болта крепления зубчатого шкива распределительного вала двигателей рабочим объемом 1,3 и 1,1 л составляет 80–100 Н·м.

При положении поршня 1-го цилиндра в ВМТ конца такта сжатия убедитесь в совмещении меток на зубчатых шкивах распределительного и коленчатого валов с установочными метками на двигателе.

        ПРИМЕЧАНИЕ

При установке зубчатого шкива коленчатого вала проследите за тем, чтобы штифт зубчатого шкива вошел в малое отверстие фланца вала.

Отведите натяжной ролик ремня привода газораспределительного механизма как можно ближе к насосу охлаждающей жидкости и затяните болт его крепления.

Рис. 2.68. Установка пружины натяжного ролика двигателя рабочим объемом 1,1 л

Рис. 2.69. Установка пружины натяжного ролика двигателя рабочим объемом 1,3 л

Заведите конец пружины натяжного ролика в отверстие кронштейна ролика и с помощью отвертки заведите другой конец пружины за переднюю крышку блока цилиндров ( рис. 2.68 и 2.69 ).

        ПРИМЕЧАНИЕ

Зубчатый ремень установите так, чтобы его ведущая ветвь была немного ослаблена.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

При прокладке зубчатого ремня не должно изменяться положение распределительного, коленчатого или промежуточного валов. Иначе могут возникнуть серьезные повреждения двигателя или он перестанет отдавать максимальную мощность. После натяжения зубчатого ремня еще раз проверьте положение распределительного, промежуточного валов и ременного шкива: если метка на зубчатом шкиву распределительного вала совпадает с меткой на головке блока цилиндров, то одновременно должны совпадать метка на шкиву коленчатого вала и метка на блоке цилиндров. В противном случае следует повторить установку зубчатого шкива распределительного вала и шкива коленчатого вала при снятом зубчатом ремне.

Плотно наденьте зубчатый ремень на шкивы в следующем порядке:

– шкив коленчатого вала;

– шкив распределительного вала;

– натяжной ролик.

После этого создайте натяжение ведущей ветви ремня, повернув зубчатый шкив распределительного вала в направлении, обратном нормальному направлению вращения; проверьте совмещение установочных меток.

Отпустите пружину натяжного ролика, ослабив затяжку болта его крепления.

Поверните распределительный вал в нормальном направлении вращения (по часовой стрелке, если смотреть с переднего торца двигателя) на два зуба зубчатого шкива (на 15°).

Приложите дополнительное усилие к натяжному ролику в нормальном направлении вращения (чтобы обеспечить плотное прилегание зубьев ремня к зубьям шкивов без зазора).

Убедившись в плотности прилегания ремня, затяните болт крепления натяжного ролика в этом положении так, чтобы его пружина имела возможность перемещаться.

Поверните зубчатый шкив коленчатого вала на два-четыре оборота против часовой стрелки для обеспечения плотной посадки ремня на шкивы.

Рис. 2.70. Проверка натяжения зубчатого ремня двигателя рабочим объемом 1,3 л

Проверьте натяжение зубчатого ремня. Для этого возьмитесь рукой за натяжной ролик и с умеренным усилием (примерно 5 Н) сожмите натяжную ветвь ремня ( рис. 2.70 ). При этом зубья ремня должны дойти примерно до половины радиуса головки болта крепления натяжного устройства (по граням головки) (двигатели рабочим объемом 1,3 л).

Рис. 2.71. Схема проверки натяжения зубчатого ремня двигателя рабочим объемом 1,1 л

Убедитесь, что при нажатии на среднюю часть ведущей ветви ремня большим и указательным пальцами расстояние между обратной стороной ремня и центром отверстия под болт крепления крышки привода газораспределительного механизма в блоке цилиндров составляет примерно 20 мм (двигатели рабочим объемом 1,1 л) ( рис. 2.71 ). Проверку натяжения ремня см. на рис. 2.72 .

Рис. 2.72. Проверка натяжения зубчатого ремня двигателя рабочим объемом 1,1 л

Установите крышку привода газораспределительного механизма.

Установите шкив коленчатого вала.

Установите ремень привода компрессора кондиционера и отрегулируйте натяжение ремня.

Установите шкив насоса охлаждающей жидкости.

Установите поликлиновой ремень привода вспомогательных агрегатов и отрегулируйте его натяжение.

Автомобили с двигателями  рабочим объемом 1,5 и 1,6 л 

Рис. 2.73. Привод распределительного вала

Привод распределительного вала двигателей рабочим объемом 1,5 и 1,6 л показан на рис. 2.73 .

Разборка привода распределительного вала

Рис. 2.74. Место установки домкрата под двигателем

Приподнимите двигатель автомобиля домкратом ( рис. 2.74 ).

Рис. 2.75. Снятие кронштейна подвески двигателя

Отвернув болт крепления кронштейна к блоку цилиндров двигателя и три гайки крепления кронштейна, снимите кронштейн подвески двигателя ( рис. 2.75 ).

Отверните болт крепления шкива насоса охлаждающей жидкости.

Отверните болт крепление генератора.

Снимите шкив насоса охлаждающей жидкости и ремень привода.

Снимите шкив коленчатого вала.

Рис. 2.76. Крышка привода газораспределительного механизма двигателя

Снимите крышку привода газораспределительного механизма ( рис. 2.76 ).

Рис. 2.77. Смещение натяжного ролика ремня привода газораспределительного механизма к насосу охлаждающей жидкости

Сместите натяжной ролик ремня привода газораспределительного механизма в направлении к насосу охлаждающей жидкости и временно зафиксируйте его в этом положении ( рис. 2.77 ).

Снимите ремень привода газораспределительного механизма.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Если устанавливается ремень, бывший в эксплуатации, обязательно следует учитывать направление его вращения. Установка ремня для работы «в обратном направлении» может привести к его разрыву и вследствие этого к серьезным повреждениям двигателя.

        ПРИМЕЧАНИЕ

Рис. 2.78. Стрелки указывают направление вращения зубчатого ремня

Если ремень привода газораспределительного механизма предполагается снова использовать, нанесите на него метку направления вращения в виде стрелки ( рис. 2.78 ) для того, чтобы установить его в прежнем положении.

Снимите ремень с зубчатого шкива распределительного вала.

Снимите зубчатый шкив распределительного вала.

Отверните болты крепления зубчатого шкива коленчатого вала. Снимите зубчатый шкив коленчатого вала и фланец.

Рис. 2.79. Натяжной ролик ремня привода газораспределительного механизма

Снимите натяжной ролик ремня привода газораспределительного механизма ( рис. 2.79 ).

Проверка технического состояния  ремня привода газораспределительного  механизма

Проверьте ремень на замасливание и загрязнение пылью. При необходимости замените ремень. Незначительное замасливание или загрязнение пылью удалите сухой тканью или бумагой. Растворители для очистки не применяйте.

При ремонте двигателя или регулировке натяжения ремня тщательно проверьте состояние ремня. Замените ремень новым при наличии хотя бы одного из указанных ниже дефектов.

1. Затвердение наружной поверхности ремня (наружная поверхность ремня глянцевая, не эластичная и затвердела до такой степени, что от нажатия ногтем не остается вмятины).

2. Трещины на наружной поверхности ремня.

3. На внутренней поверхности ремня трещины или обрыв зубьев.

4. Сильный износ зубьев (начальная стадия). Износ нагруженной стороны зубьев (разлохмачивание нитей корда, полный износ резинового слоя, белесый цвет, нечеткая текстура корда).

5. Сильный износ зубьев (конечная стадия) Износ корда на нагруженной стороне зубьев до обнажения резинового слоя (уменьшение ширины зубьев).

6. Трещины в основании зубьев.

7. Отрыв зубьев.

8. Сильный износ кромок ремня (исправный ремень должен иметь четко обрезанные кромки).

9. Трещины на кромках ремня.

Проверка технического состояния  зубчатых шкивов, натяжного  и обводного роликов

Проверьте зубчатые шкивы распределительного и коленчатого валов, натяжной и обводной ролики на наличие чрезмерного износа, трещин или повреждений.

При необходимости замените дефектные детали.

Рис. 2.80. Проверка легкости и плавности вращения натяжного и обводного роликов

Проверьте легкость и плавность вращения натяжного и обводного роликов ( рис. 2.80 ), убедитесь в отсутствии люфта и постороннего шума.

При необходимости замените ролики.

Замените ролики при наличии следов утечки смазки из подшипников.

Сборка привода распределительного  вала

Рис. 2.81. Установка фланца и зубчатого шкива коленчатого вала: 1 – фаска; 2 – коленчатый вал; 3 – фланец; 4 – зубчатый шкив коленчатого вала; 5 – специальная шайба

Установите фланец и зубчатый шкив коленчатого вала, как показано на рис. 2.81 . При установке обратите особое внимание на их взаимное положение.

Установите зубчатый шкив распределительного вала и затяните болт его крепления моментом 80–100 Н·м.

Установите обводной ролик и затяните болт его крепления моментом 43–55 Н·м.

Рис. 2.82. Установка зубчатого шкива распределительного вала: А, В – установочные метки

Совместите метку А на зубчатом шкиву распределительного вала с меткой В на крышке подшипника вала ( рис. 2.82 ).

Рис. 2.83. Установка зубчатого шкива коленчатого вала (на выноске показаны установочные метки)

После этого установите поршень 1-го цилиндра в ВМТ конца такта сжатия и совместите метку на зубчатом шкиву коленчатого вала с меткой на передней крышке блока цилиндров, как показано на рис. 2.83 .

Рис. 2.84. Установка пружины натяжного ролика

Установите натяжной ролик, пружины ( рис. 2.84 ) и дистанционную втулку, временно затяните болты крепления. Затем затяните болт с шайбой в овальном отверстии кронштейна натяжного ролика.

Рис. 2.85. Установка нижнего конца пружины натяжного ролика

Заведите нижний конец пружины за переднюю крышку блока цилиндров, как показано на рис. 2.85 .

Зафиксируйте натяжной ролик в этом положении (смещенным к насосу охлаждающей жидкости).

Установите зубчатый ремень на шкив коленчатого вала.

Рис. 2.86. Установка зубчатого ремня: 1 – зубчатый шкив коленчатого вала; 2 – обводной ролик; 3 – зубчатый шкив распределительного вала; 4 – натяжной ролик

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Рис. 2.87. Проверка натяжения зубчатого ремня

При прокладке зубчатого ремня не должно изменяться положение распределительного, коленчатого или промежуточного валов. Иначе могут возникнуть серьезные повреждения двигателя или он перестанет отдавать максимальную мощность. После натяжения зубчатого ремня еще раз проверьте положение распределительного, промежуточного валов и ременного шкива: если метка на зубчатом шкиву распределительного вала совпадает с меткой на головке блока цилиндров, то одновременно должны совпадать метка на шкиве коленчатого вала и метка на блоке цилиндров ( рис. 2.87 ). В противном случае следует повторить установку зубчатого шкива распределительного вала и шкива коленчатого вала при снятом зубчатом ремне.

Установите зубчатый ремень на шкив распределительного вала. После установки ремня на шкив распределительного вала убедитесь в натяжении ведущей ветви ремня. Затем, поворачивая шкив распределительного вала в обратном направлении, убедитесь, что натяжная ветвь натягивается и все установочные метки совмещаются.

Затяните болты крепления натяжного устройства.

Поверните коленчатый вал на два оборота по направлению вращения (по часовой стрелке) так, чтобы установить поршень 1-го цилиндра в ВМТ конца такта сжатия, при этом метки на зубчатом шкиву и крышке подшипников распределительного вала должны быть совмещены.

Момент затяжки болта крепления натяжного ролика 20–27 Н·м.

Проверьте натяжение ремня ( рис. 2.87 ). Для этого, взявшись рукой за натяжной ролик с умеренным усилием (примерно 50 Н), прижмите к нему ведущую ветвь ремня. Зубья ремня должны дойти примерно до половины радиуса головки болта крепления натяжного ролика (по граням головки).

Установите крышку привода газораспределительного механизма.

Момент затяжки болтов крепления крышки привода газораспределительного механизма 8–10 Н·м.

Установите шкив коленчатого вала, следя за тем, чтобы штифт зубчатого шкива коленчатого вала вошел в отверстие шкива коленчатого вала.

Момент затяжки болта крепления шкива коленчатого вала 140–150 Н·м.

Установите ремень привода вентилятора системы охлаждения и отрегулируйте натяжение ремня.

Установите шкив насоса охлаждающей жидкости.

Рис. 2.88. Ремень привода вспомогательных агрегатов двигателя

Установите поликлиновой ремень привода вспомогательных агрегатов ( рис. 2.88 ) и отрегулируйте его натяжение.

Проверка технического  состояния

Распределительный вал

Поверхности опорных шеек распределительного вала и кулачков должны быть хорошо отполированы и без повреждений. Если на поверхностях шеек есть следы заедания или глубокие риски, вал следует заменить.

Установите распределительный вал крайними шейками на две призмы, размещенные на поверочной плите, и замерьте индикатором часового типа радиальное биение опорных шеек. Радиальное биение не должно превышать 0,02 мм.

Корпусы подшипников распределительного вала не должны иметь трещин. На опорных поверхностях подшипников под шейки распределительного вала не допускаются задиры и царапины.

Проверьте зазор между шейками распределительного вала и отверстиями опор. Зазор определяется расчетом после промера шеек и отверстий в опорах на головке блока цилиндров с установленными корпусами подшипников.

Для определения зазора можно воспользоваться специальной калиброванной пластмассовой проволокой. Для этого выполните следующее:

– тщательно очистите шейки распределительного вала и опорные поверхности головки блока цилиндров и корпусов подшипников;

– снимите толкатели клапанов;

– уложите распределительный вал в опоры головки блока цилиндров и поместите на шейки вала отрезки пластмассовой проволоки;

– установите корпуса подшипников и затяните гайки их крепления в два приема моментом 20 Н·м;

– снимите корпуса подшипников и в зависимости от величины сплющивания проволоки по шкале, нанесенной на упаковке проволоки, определите зазор.

Передний сальник  распределительного вала

Проверьте рабочие кромки сальника на наличие износа. При износе рабочих кромок замените сальник.

Проверьте поверхность распределительного вала, сопрягаемую с рабочими кромками сальника. При наличии на этой поверхности ступенек износа замените распределительный вал.

Зубчатый ремень

Поверхность зубчатой части ремня должна иметь четкий профиль зубьев. На зубьях не должно быть износа, складок, трещин, подрезов и отслоений волокон ткани от резины.

На любых поверхностях ремня не должно быть следов попадания моторного масла.

На торцовых поверхностях ремня не должно быть расслоения или разлохмачивания; допускается, однако, незначительное выступание бахромы тканевой основы ремня.

Поверхность наружной плоской части ремня должна быть ровной, без выпуклостей, складок, трещин и углублений.

Полезные сведения  и советы

Зубчатый ремень привода механизма газораспределения

Сегодня зубчатые ремни обрели «второе дыхание». Практически все автопроизводители оснащают свои машины эластичным приводом. Немецкие конструкторы пошли еще дальше. Они широко применяют двойной зубчатый ремень (Duplex) в качестве надежного соединения распределительного вала с кривошипно-шатунным механизмом.

Зубчатый ремень имеет ряд преимуществ перед приводной цепью. Последняя явно дороже. Изготовить ремень значительно проще, чем цепь. По существу зубчатый ремень – это замкнутая лента из маслобензостойкой резины, армированная капроновым кордом с привулканизированными к ней зубьями. Если сравнить ремень с цепью, то сравнение окажется не в пользу последней. Ремень значительно легче цепи, что, естественно, не может не сказаться на массе двигателя. Кроме того, двигатель, снабженный ремнем, намного тише своего оснащенного цепью собрата. И монтируется «резинка» вне кожуха двигателя, что сказывается на времени его установки или замены. К примеру, на замену ремня привода газораспределительного механизма четырехцилиндрового восьмиклапанного двигателя с последующей его установкой по меткам уходит около 25–30 мин. С цепью такой фокус не пройдет.

При правильном обслуживании зубчатый ремень ходит долго. Отечественные производители, напомним, дают гарантию на пробег 60 тыс. км, зарубежные – и того больше. Rover сумел отодвинуть срок замены ремня до 160 тыс. км пробега.

В чем же заключается правильное обслуживание ременного привода? Не реже чем каждые 15–30 тыс. км должно проверяться натяжение ремня. Однако это не значит, что необходимо только отогнуть кожух и проверить, на месте ли ремень. Лучше всего осматривать его, сняв с двигателя. Порой трудно заметить, что один из зубьев подрезан. Если это уже произошло, то будьте уверены, что долго он не протянет. Поэтому, сняв ремень, сделайте на нем отметку мелом, а далее зуб за зубом осмотрите его. После установки также необходимо проконтролировать положение направляющего и натяжного роликов. Все эти элементы должны находиться в одной плоскости, в противном случае ремень будет работать с перекосом, что значительно уменьшит его ресурс.

Немаловажный фактор для работы ремня – отсутствие на его поверхности масла. Какая бы ни была маслобензостойкая резина, из которой выполнен ремень, все же это не тот случай, когда «кашу маслом не испортишь». Здесь масло как раз во вред. Поэтому периодически необходимо обращать внимание на состояние сальников распределительного и коленчатого валов. И если уж вы заметили течь масла, постарайтесь поскорее ее устранить. Как показывает практика, пребывание ремня в масле сокращает его ресурс вдвое, а то и втрое.

Если этот контроль игнорировать, то последствия не заставят себя долго ждать. Через 40–50 тыс. км за счет вытягивания ремня его натяжение ослабеет и он начнет «хлестать». В результате этого «тяжелый» распределительный вал вращается не синхронно с коленчатым валом, а с отставанием. Эта «асинхронная» работа приводит к еще большему ослабеванию натяжения ремня. В итоге возникает чрезмерная нагрузка на зубья.

Обрыв нескольких зубьев подряд может привести к тому, что в один прекрасный момент распределительный вал останется неподвижным, тогда как коленчатый вал будет вращаться. Именно в этот момент открытые клапаны цилиндров «встретятся» с поршнями. Результат – поломка стержня или загиб клапана, разбитые направляющие втулки, поломка распределительного вала. Есть, правда, и исключения, когда обрыв проходит практически безболезненно. Однако такое возможно только на тех автомобилях, в двигателях которых специально для такого случая выполнены проточки в поршнях. К ним, например, относятся наши ВАЗы, а именно автомобили ВАЗ-2105 с двигателем 1300 см 3 и ВАЗ-2108 с двигателем 1500 см 3 .

В большинстве случаев обрыв ремня обходится владельцу автомобиля в кругленькую сумму, связанную с капремонтом двигателя. Например, стоимость ремня для двигателя автомобиля BMW составляет $40, ремонт же двигателя обойдется в $2500. Ремень для вазовской «девятки» можно купить за $25. А вот ремонт мотора потянет на $400.

Клапаны

Реанимировать можно любой «уставший» автомобиль. Однако технические трудности при этом велики. Без запасных частей, станков, сварочного оборудования и другой технологической поддержки тут не обойтись. Главное же – заводские руководства по ремонту (а они теперь доступны) ничего не говорят о возможных альтернативных решениях, тем более о проблеме выбора среди деталей, материалов и инструментов, которые есть на отечественном рынке. Именно таков круг вопросов, в котором и энтузиаст-одиночка, и механики небольшой авторемонтной мастерской испытывают недостаток информации.

Рано или поздно любой двигатель становится источником неприятностей: глохнет в пути, не хочет пускаться по утрам, хуже тянет, «ест» лишнее топливо и масло. Вполне вероятно, что причина его капризного поведения незамысловата: достаточно прочистить карбюратор или форсунки системы впрыска, отрегулировать зажигание и заменить маслосъемные колпачки, чтобы все вошло в норму. Но бывает, что традиционные подходы восстановлению работоспособности двигателя не помогают, а при замерах компрессии выясняется, что в одном или нескольких цилиндрах она ниже допустимой.

Тогда прежде всего уточняют характер неисправности: износ цилиндропоршневой группы, подгорание тарелок или износ стержней и направляющих втулок клапанов. Техника диагностирования достаточно проста и описана во многих пособиях по ремонту двигателей.

После этого определяются с ремонтом. Тут только нужно взять себе за правило быть

подальше от всяких чудодейственных жидкостей. Эффект в принципе возможен, но достигается редко; обычный результат – лишние затраты и хлопоты. Лучше сразу ориентироваться на полноценную ремонтную процедуру.

Найти мастерскую, где лечат двигатели, сегодня уже несложно, причем не только в крупных городах. Но вот как там организована работа и каково ее качество? Жизнь показывает, что при всей важности опыта и квалификации сотрудников хорошие результаты работы без специального оборудования и оснащения недостижимы, а в этом плане разброс технической вооруженности наших станций технического обслуживания и механиков, увы, велик. И если сказанное выше касалось в основном автомобилиста-эксплуатационника, то дальнейшее адресовано не столько ему, сколько именно механику, ведь речь пойдет о технологии.

В случаях, когда результаты диагностики указывают на неисправность механизма газораспределения, головку блока цилиндров надо снимать. Первое, что нужно сделать после снятия, разборки и общего осмотра, – оценить зазоры между стержнями клапанов и направляющими втулками. Если они больше предельно допустимых, то клапаны заменяют на новые. Но когда эта половинчатая мера недостаточна, приходится заменять и втулки.

Для небольшой мастерской такая работа представляет уже известные трудности: чугунные втулки запрессовывают в алюминиевый корпус с натягом. Чтобы при этом избежать микротрещин и смятия, втулки приходится предварительно охлаждать в жидком азоте (температура которого –196 °С), а саму головку блока нагревать до 160–170 °С (при нагреве до более высокой температуры могут возникнуть вредные последствия). Все это довольно сложно, трудоемко и зачастую просто невыполнимо в полукустарных условиях. Поэтому в редких мастерских не отклоняются от предписанных руководством по ремонту условий, что прямо выливается в потерю качества посадки и искажение геометрии соединения. Ее потом исправляют, обрабатывая «по месту» седла клапанов, а сами клапаны долго и утомительно притирают.

Но сегодня существует и другая методика, в высшей степени рентабельная как по трудоемкости, так и по вложению средств, которая при этом гарантирует высококачественные результаты. Она основана на применении оригинального и почти неизвестного в нашей практике инструмента американской компании Neway.

С его помощью восстановление изношенных направляющих втулок проводится на месте без выпрессовки. Специальные ножи-ролики вызывают пластическую деформацию металла, компенсируя износ внутренней поверхности втулки, одновременно формируя в ней спиральный желобок, который улучшает условия смазки стержня клапана, а также служит своеобразным лабиринтным уплотнением, облегчающим работу маслосъемным колпачкам.

В комплект входят пять ножей и набор разверток для финишной обработки втулки. Характерно, что все операции с инструментом Neway ведутся вручную и не связаны с электроснабжением или получением извне другого вида энергии.

Теперь о седлах клапанов. При традиционных методах их обработки направляющая шарошки или зенкера свободно вращается во втулке клапана. Фрезы Neway имеют неподвижную ось, которая плотно фиксируется уже в восстановленной втулке самоустанавливающимся расширительным цанговым зажимом. Фрезу надевают на ось с прецизионным зазором 0,5 мкм, что обеспечивает минимальный допуск обработки. Фрезы Neway за счет уникальной заточки и формы режущих кромок формируют на поверхности седла клапана специальный микрорельеф типа «гребенка»: приработка клапана и седла проходит быстро и эффективно, а надобность в притирке отпадает. Производительность их высока: любая фаска на седле клапана получается за 3–4 оборота инструмента.

Последний этап – восстановление рабочих фасок самих клапанов. Для этой операции фирма Neway предлагает специальный инструмент «Тизматик-2». Клапан неподвижно фиксируют в специальном приспособлении, которое, в свою очередь, устанавливают в обычные слесарные тиски. Достаточно нескольких оборотов фрезы (осевая подача обеспечивается микролифтом), чтобы получить идеальную концентрическую поверхность клапана. Заметим, что на его рабочей поверхности, как и при обработке седла, также формируется специальный микрорельеф.

Вот, собственно, и все. Остается лишь промыть и смазать все детали, после чего можно собирать головку.

А притирка? Напомним еще раз: при работе инструментом Neway в этой утомительной, долгой и нудной операции нет никакой необходимости. После обработки пары «клапан-седло» сопряжение обеих деталей происходит по очень узкому пояску, практически по линии.

Достигается это небольшим (до 1°) расхождением углов обработки рабочих поверхностей седла и клапана (между ними образуется так называемый интерференционный угол). В первые секунды работы двигателя площадь сопряжения увеличивается за счет смятия поверхностных выступов созданного микрорельефа на фасках, а затем происходит необходимое 100%-ное уплотнение.

При стоимости набора оснастки около $400 (в зависимости от комплектации) Neway может окупиться в первый же месяц работы, а при ремонте двигателей иномарок – к тому же принести заметный доход.

www.hyundai-sto.ru

Hyundai Getz | УСТАНОВКА | Хендай Гетц

УСТАНОВКА

Примечание: На рисунке показано относительное расположение меток совмещения на цепях и на соответствующих звездочках после установки компонентов.

1. Убедитесь, что шпонка коленвала обращена прямо вверх.

1: Цепь ГРМ

2: Звездочка распредвала (выпуск)

3: Направляющая цепи ГРМ в месте изгиба

4: Натяжитель цепи ГРМ

5: Звездочка балансировочного блока

6: Цепь привода балансировочного блока

7: Натяжитель цепи привода балансировочного блока

8: Звездочка коленвала

9: Направляющая натяжителя цепи ГРМ

10: Звездочка распредвала (впуск)

А: Метка совмещения (звено темно-синего цвета)

В: Метка совмещения (выбита)

С: Шпонка коленвала (обращена прямо вверх)

D: Метка совмещения (выбита)

Е: Метка совмещения (звено оранжевого цвета)

Р. Метка совмещения (наружная канавка*)

* На периферии звездочки распредвала впускных клапанов имеются две канавки. Более широкая является меткой совмещения.

2. Если снималась направляющая натяжителя цепи ГРМ (со стороны передней крышки), установите ее в переднюю крышку.

Внимание: Убедитесь, что компоненты вошли в зацепление по звуку или по ощущению.

3. Установите звездочку коленвала (2), звездочку балансировочного блока (3) и цепь привода балансировочного блока (1).

А: Метка совмещения (выбита)

В: Метка совмещения (звено оранжевого цвета)

С: Метка совмещения (звено темно-синего цвета)

• Выполните установку, совместив метки на всех звездочках и на цепи привода балансировочного блока.

• Если метки не совмещаются, слегка проверните уравновешивающий вал и совместите.

Внимание: Убедитесь, что метки совмещения на звездочках не сместились после установки цепи привода балансировочного блока.

4. Зафиксируйте уравновешивающий вал за шестигранную часть (19,0 мм) (А) и затяните болт звездочки балансировочного блока.

1: Масляный поддон (верхний)

: Перед двигателя

Внимание:

• Фиксируйтевалбалансировочного блока за шестигранную часть.

• Не ослабляйте болт звездочки балансировочного блока, натягивая цепь привода балансировочного блока.

5. Установите натяжитель цепи привода балансировочного блока (1).

• Вдавите плунжер и удерживайте его в нажатом состоянии при помощи стопорного штифта (А), установите натяжитель.

• Установив натяжитель цепи привода балансировочного блока, осторожно выньте () стопорный штифт.

• Еще раз убедитесь, что метки совмещения на цепи привода балансировочного блока и на звездочках не сместились.

6. Совместите метки на каждой звездочке и цепи ГРМ.

1: Звездочка распредвала (выпуск)

2: Звездочка распредвала (впуск)

3: Цепь ГРМ

А: Метка совмещения (звено темно-синего цвета)

В: Метка совмещения (выбита)

С: Метка совмещения (наружная канавка*)

D: Метка совмещения (звено оранжевого цвета)

Е: Метка совмещения (выбита)

* На периферии звездочки распредвала впускных клапанов имеются две канавки. Более широкая является меткой совмещения.

• Если метки не совмещаются, слегка проверните распредвал, взявшись за шестигранную часть, и совместите.

Внимание: Убедитесь, что метки совмещения на звездочках не сместились после установки цепи ГРМ.

7. Установите направляющую натяжителя цепи ГРМ (3) и направляющую цепи в месте изгиба (2).

1: Цепь ГРМ

8. Установите натяжитель цепи ГРМ (1).

• Вдавите плунжер и удерживайте его в нажатом состоянии при помощи стопорного штифта (А), установите натяжитель.

• Установив натяжитель цепи ГРМ, осторожно выньте стопорный штифт.

9. Еще раз убедитесь, что метки совмещения на звездочках и цепи ГРМ не сместились.

10. Запрессуйте передний сальник. См. ниже.

11. Установите переднюю крышку следующим образом:

a. Вставьте новое кольцевое уплотнение в блок цилиндров.

Внимание: Не допускайте смещения кольцевого уплотнения.

b. Нанесите герметик (В) непрерывной полоской при помощи шприца (подходящий специнструмент) на переднюю крышку, как показано на рисунке.

А: Участок нанесения герметика диаметром 3,0-4,0 мм

• Пользуйтесь фирменным гермети-ком или эквивалентным

с. Убедитесь, что метки на цепи привода ГРМ и звездочках все еще совмещены. Затем установите переднюю крышку.

Внимание:

• Убедитесь, что кольцевое уплотнение вставлено в блок цилиндров правильно.

• Не повредите передний сальник о передний торец коленвала.

d. Установите переднюю крышку и затяните крепежные болты 8 порядке, указанном цифрами на рисунке.

Места установки болтов указаны ниже:

Мб: № 1

М10: №№6,7, 10, 11, 14

М12: №№2,4,8, 12

М8: За исключ. указанных выше

Внимание: Установку следует выполнить в течение 5 минут после нанесения герметика.

е. После затяжки болтов подтяните их с требуемым моментом в порядке, указанном цифрами на рисунке.

Внимание: Удалите излишек герметика, выступившего на поверхности.

12. Установите шкив коленвала следующим образом:

a. Напрессовывая шкив коленвала пластиковым молотком, наносите удары по центральному участку (не по окружности).

Внимание: Устанавливайте шкив коленвала,не повредив кромку переднего сальника.

b. Зафиксируйте шкив коленвала (1) держателем шкива (А) (подходящий специнструмент).

c. Нанесите свежее моторное масло на резьбу и посадочную поверхность болта шкива коленвала.

d. Затяните болт шкива коленвала.

: 68,6 Н»м (7,0 кг-м)

e. ПолностьюослабьтедоОН-м(Окг-м).

f. Затяните болт шкива коленвала.

: 29,4 Н»м (3,0 кг-м)

9. Нанесите метку краской (В) на шкив коленвала (2) напротив любой из шести угловых меток (А) на фланце (1) болта шкива коленвала.

h. Доверните болт на 60* по часовой стрелке (затяжка на угол).

• Контролируйте угол затяжки по угловым меткам.

i. Проверните шкив коленвала по часовой стрелке от руки и убедитесь, что он вращается свободно.

13. После этой операции установка выполняется в порядке, обр. снятию.

automn.ru

Распределительные валы Хендай Гётц / Hyundai Getz хундай гетз

  Снятие

1. Отсоедините шланг вентиляции картера.

2. Снимите шкив водяного насоса и коленчатого вала.

3. Снимите кожух зубчатого ремня.

4. Отведите ролик натяжения зубчатого ремня и временно закрепите его в этом положении.

5. Снимите зубчатый ремень со шкива распределительного вала.

6. Выверните винты и снимите центральную крышку.

7. Снимите блок катушек зажигания.

8. Выверните болты и снимите крышку головки цилиндров.

9. Снимите шкив распределительного вала.

10. Снимите крышки подшипников распределительного вала и приводную цепь.

11. Снимите распределительные валы.

12. Снимите гидравлические компенсаторы зазоров клапанов.

  Проверка. Распределительные валы

1. Проверьте распределительный вал на отсутствие неравномерного износа, трещин или повреждений.

2. В двух точках измерьте высоту каждого кулачка распределительного вала.

  Номинальная высота кулачков распределительного вала впускных клапанов: 43,4484 мм Номинальная высота кулачков распределительного вала выпускных клапанов: 43,8489 мм Минимально допустимая высота кулачков распределительного вала впускных клапанов: 42,9484 мм

  Минимально допустимая высота распределительного вала выпускных клапанов: 43,3489 мм

 

3. Проверьте поверхности кулачков на отсутствие неравномерного износа и повреждений.

4. Проверьте каждый подшипник на отсутствие повреждений. Если рабочая поверхность подшипника чрезмерно повреждена, замените головку цилиндров или крышку подшипника распределительного вала.

  Осевой люфт распределительного вала: 0,1–0,2 мм

  Переднее уплотнительное кольцо распределительного вала

1. Проверьте рабочие кромки уплотнительного кольца на отсутствие износа. Если рабочая кромка изношена или повреждена, замените уплотнительное кольцо.

2. Проверьте поверхность распределительного вала, контактирующую с уплотнительным кольцом. Если эта поверхность неравномерно изношена, замените распределительный вал.

 

 

 

 

Гидравлические компенсаторы зазоров клапанов

Заполните гидравлический компенсатор зазоров клапанов моторным маслом, держите вертикально и пальцами руки сожмите его с двух сторон.

Основные неисправности гидравлических компенсаторов зазоров клапанов, причины и методы устранения приведены в таблице.

Неисправность

Возможные причины

Метод устранения

• Временный шум при запуске холодного двигателя

Нормальное явление

Шум исчезает после прогрева моторного масла и достижения нормального давления

• Непрерывный шум после того, как двигатель не запускался в течение 48 часов

Вытекло масло из камер гидравлических компенсаторов зазоров клапанов и в них попал воздух

Шум исчезнет через 15 мин работы двигателя, когда коленчатый вал двигателя достигнет частоты вращения 2000–3000 мин-1

Внимание

Не увеличивайте частоту вращения коленчатого вала двигателя выше 3000 мин-1, так как можно повредить гидравлические компенсаторы зазоров клапанов

• Непрерывный шум после пуска двигателя и замены головки цилиндров

Недостаточно масла в масляных каналах двигателя

• Непрерывный шум после длительного пуска двигателя стартером или методом буксировки

Вытекло масло из камер гидравлических компенсаторов зазоров клапанов и в них попал воздух

• Непрерывный шум, после замены гидравлических компенсаторов зазоров клапанов

• Непрерывный шум, на частоте холостого хода после движения на высокой скорости

Уровень моторного масла слишком низкий или слишком высокий

Проверьте уровень моторного масла

Большое количество воздуха растворено в масле после высокой частоты вращения

Проверьте систему подачи масла

Ухудшение свойств моторного масла

Проверьте качество масла.

• Шум продолжается более 15 мин

Низкое давление в системе смазки

Проверьте давление в системе смазки

Неисправны гидравлические компенсаторы зазоров клапанов

Снимите головку цилиндров и, нажимая на гидравлические компенсаторы зазоров клапанов, проверьте величину их сжатия

Внимание

Остерегайтесь получения ожогов от горячих гидравлических компенсаторов зазоров клапанов

 

  Цепь

  Проверьте втулки и пластины цепи на отсутствие неравномерного износа, трещин или повреждений и, при необходимости, замените ее.

 

  Установка

1. Установите гидравлические компенсаторы зазоров клапанов.

2. Установите цепь на звездочки распределительных валов, совмещая метки цепи с метками звездочек валов так, как показано на рисунке.

3. Перед установкой нанесите тонкий слой чистого моторного масла на все поверхности скольжения распределительных валов. Установите распределительные валы.

4. Установите крышки подшипников распределительных валов. Проверьте идентификационные метки, определяющие распределительные валы впускных или выпускных клапанов.

Распределительный вал впускных клапанов: I

Распределительный вал выпускных клапанов:Е

5. Затяните болты крепления крышек подшипников требуемым моментом. Момент затяжки: 12–14 Н*м

6. Смажьте моторным маслом рабочие кромки и внешнюю поверхность уплотни-тельного кольца и специальным инструментом 09221–21000 установите уплотнительное кольцо на переднюю часть распределительного вала.

  Ударами молотка по специальному приспособлению установите уплотни-тельное кольцо до упора в гнездо.

7. Установите шкив распределительного вала и закрепите его болтом.

Момент затяжки: 80–100 Н*м

8. Совместите установочную метку распределительного вала и установочную метку шкива коленчатого вала с указателями, при этом поршень 1-го цилиндра будет находиться в ВМТ в такте сжатия.

9. Установите крышку головки цилиндров и затяните болты крепления крышки требуемым моментом.

Момент затяжки: 8–10 Н*м

10. Установите высоковольтные провода, катушки зажигания и центральную крышку.

11 Установите зубчатый ремень и затяните механизм натяжения зубчатого ремня.

12. Установите кожухи зубчатого ремня.Момент затяжки: 8–10 Н*м

13. Установите шкив водяного насоса и коленчатого вала.

            

hendai-getz.ru

Поршни и шатуны Хендай Гётц / Hyundai Getz хундай гетз

  Снятие

1. Для разборки и повторной сборки поршня и шатуна необходимо использовать специальные инструменты 09234–33001.

2. Установите универсальные опоры в зажим между шатуном и поршнем.

3. Вставьте съемник через отверстие в арке зажима.

  Примечание

  Вставьте зажим с поршнем, шатуном и съемником под ползун пресса.

4. Съемником выдавите поршневой палец из поршня.

  Установка

1. Установите направляющий штифт через поршень в шатун. Легкими ударами рукой сместите направляющий штифт так, чтобы он вошел в другую бобышку поршня. Вставьте новый поршневой палец в бобышку поршня со стороны, противоположной направляющему штифту.

  Примечание

  Направляющие штифты определяют положение шатуна в поршне. После установки поршня, шатуна, поршневого пальца и приспособления для установки поршневого пальца до вставки направляющие штифты также определяют их положение в зажиме.

  При использовании направляющего штифта несоответствующего диаметра поршень не будет центрироваться в приспособлении, что может вызвать повреждение вилки универсальной опоры и/или вставок приспособления.

2. Установите поршень в сборе на вилку опоры, при этом направляющий штифт поддерживает шатун в поршневом пальце.

3. Отрегулируйте длину приспособления для запрессовки вращением его оцифрованной втулки относительно стержня с буквенной маркировкой до получения буквенно-цифрового обозначения длины, указанной в карточке по выполнению операции, после чего зафиксируйте оцифрованную втулку на стержне вращением,гайки с накаткой.

4. Вставьте приспособление для установки через отверстие в арке универсальной опоры. Вдавите поршневой палец в шатун, пока втулка на валу не войдет в контакт с верхней частью арки опоры, при этом направляющий штифт должен выпасть из поршня.

  Внимание

  Усилие запрессовки поршневого пальца не должно превышать 22680 Н.

 

  Проверка

  Поршень и поршневой палец

1. Проверьте наружную поверхность поршня на отсутствие повреждений, выработки или неравномерного износа. При необходимости, замените поршень.

2. Проверьте каждое поршневое кольцо на отсутствие повреждений и неравномерного износа. При необходимости, замените поршневые кольца. При замене поршня также необходимо заменить поршневые кольца.

3. Проверьте поршневой палец, вставляя его в отверстие поршня. Поршневой палец должен плавно входить в поршень при нажатии на него рукой (при комнатной температуре).

  Поршневые кольца

1. Вставьте новое поршневое кольцо в канавку поршня и щупом измерьте зазор между поршневым кольцом и стенкой канавки. Если зазор превышает предельно допустимое значение, замените поршень.  Если зазор не превышает предельно допустимой величины, замените только поршневые кольца.

  Зазор между поршневым кольцом и канавкой в поршне: Верхнее компрессионное кольцо: -двигатель 1,3 л: 0,04–0,085 мм -двигатель 1,1 л: 0,03–0,07мм Нижнее компрессионное кольцо: -двигатель 1,3 л: 0,04–0,085 мм -двигатель 1,1 л: 0,02–0,06 мм Предельно допустимый зазор: 0,1 мм

2. Измерьте зазор в замке поршневых колец, вручную вставив поршневое кольцо в цилиндр двигателя. Днищем поршня протолкните поршневое кольцо в нижнюю часть цилиндра. Щупом измерьте зазор в замке поршневого кольца.

  Зазор в замках поршневых колец: Первое компрессионное кольцо: — двигатель 1,3 л: 0,20–0,35 мм -двигатель 1,1 л: 0,15–0,30 мм Второе компрессионное кольцо: -двигатель 1,3 л: 0,37–0,52 мм -двигатель 1,1 л: 0,30–0,50 мм Маслосъемное кольцо: 0,20–0,70 мм Предельно допустимый зазор: 1,0 мм При замене колец без расточки цилиндров зазор в замке можно проверить, установив кольца в нижней, менее изношенной, части цилиндра.

  Кольца необходимо заменить кольцами той же размерной группы. Размерные группы поршневых колец по зазору в замке и их маркировка Номинальный: без маркировки 0,25 мм: 25 0,50 мм: 50 0,75 мм: 75 1,0 мм: 100

  Примечание

  Маркировка нанесена на верхней поверхности кольца.

  Подбор поршней

1. Проверьте код размера диаметра цилиндра, расположенный на верхней плоскости блока цилиндров (двигатель 1,3 л).

Проверьте код размера диаметра цилиндра, расположенный на нижней сопрягающейся поверхности блока цилиндров (двигатель 1,1 л).

 

2. Проверьте код размера диаметра поршня, расположенный на днище поршня.

3. Выберите поршень, диаметр которого соответствует классу цилиндра. Зазор между поршнем и цилиндром: 0,02–0,04 мм

  Установка

1. Установите расширитель маслосъемного кольца.

 

2. Установите верхнюю боковую направляющую маслосъемного кольца. Чтобы установить боковую направляющую, сначала поместите один конец боковой направляющей между стенкой канавки поршневого кольца и расширительным кольцом, нажмите на него, после чего, нажимая по периметру, установите ее в канавку поршня.

  Примечание

  He используйте пассатижи для разжатия поршневых колец при установке боковой направляющей.

3. Аналогичным образом установите нижнюю боковую направляющую.

4. Пассатижами для разжатия поршневых колец установите нижнее компрессионное кольцо.

5. Установите верхнее компрессионное кольцо.

6. Нанесите тонкий слой моторного масла на поршень и поршневые кольца.

7. Расположите замки поршневых колец, как показано на рисунке.

8. Специальным приспособлением сожмите поршневые кольца на поршне. Установите поршень с поршневыми кольцами над первым цилиндром. Ручкой молотка вдавите поршень в цилиндр так, чтобы нижняя головка шатуна установилась на шейку коленчатого вала.

9. Убедитесь, что метки на поршнях направлены к передней части блока цилиндров

10. При установке крышек шатунов следите за соответствием номеров, нанесенных на шатуны и крышке при разборке.

11. При установке нового шатуна убедитесь, что выемки для вкладыша подшипника находятся с одной стороны.

12. Затяните болты и гайки крепления крышек шатунов.

Момент затяжки:

— двигатели 1,3 л: 32–35 Н*м

— двигатели 1,1 л: 20–23 Н*м

13. Щупом, вставленным между шатуном и коленчатым валом, измерьте боковой зазор шатуна.

Номинальный боковой зазор шатуна: 0,10 мм Предельно допустимый зазор: 0,40 мм

            

hendai-getz.ru

Hyundai Getz | Снятие, проверка состояния и установка шатунно-поршневых сборок

Снятие, проверка состояния и установка шатунно-поршневых сборок

Маркировка на днище поршня

1 — Стрелка, указывающая направление вращения коленчатого вала 2 — Учетный номер завода-изготовителя 3 — Дата выпуска

4 — Товарный знак завода-изготовителя 5 — Диаметр поршня (обозначается литерами А, В или С)

Поршневые кольца

1 — Первое (верхнее) компрессионное кольцо 2 — Второе (нижнее) компрессионное кольцо

3 — Маслосъемное кольцо

Шатунно-поршневая группа - общие сведения

Двигатель 1.3 л

Поршни

Поршни выполнены из алюминиевого сплава, отличающегося высокой термостойкостью, значительной долговечностью и твердостью.

Поршень состоит из юбки и днища. Форма юбки обеспечивает должное прилегание поршня к стенкам гильзы/цилиндра, исключая возможность заклинивания его во время работы.

Внутри поршня в бобышках установлен поршневой палец, при помощи которого сборка крепится к верхней головке шатуна.

Ось отверстия под поршневой палец смещена относительно оси поршня. Такая асимметрия имеет целью сведение к минимуму нагрузок, возникающих во время прохождения сборкой ВМТ.

Используемые в рассматриваемых двигателях поршни имеют биметаллическую конструкцию: в зоне отверстий под поршневой палец предусмотрены четыре стальных пояска, ограничивающих колебания диаметра поршня, связанные с изменениями температуры. Благодаря такой защите стало возможным снизить зазоры между стенками поршней и зеркалом цилиндров до величины 0.02 мм.

На поверхности поршня предусмотрены три канавки под установку поршневых колец. Над канавкой первого (верхнего компрессионного кольца выполнены три дополнительных канавки, имеющих целью ограничение теплоотдачи от горячего днища поршня к верхнему кольцу, находящемуся в наиболее тяжелых эксплуатационных условиях.

На днище поршня нанесены обозначения.

Поршни должны подбираться к гильзам/цилиндрам, соответствуя им по размерным группам. При установке шатунно-поршневых сборок в двигатель следите, чтобы метка в виде стрелки оказывалась развернутой в напрвлении вращения коленчатого вала (т.е. влево по двигателю).

Поверхность юбки поршня имеет сложную форму, вследствие чего замер диаметра необходимо выполнять строго в установленном месте, на высоте 8 мм от нижнего среза юбки. Измерение следует производить в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца. При этом, температура как самого поршня, так и измерительного инструмента должна равняться 20°С.

Поршни выпускаются только номинальных размеров и делятся по диаметру на три размерных группы (А, В и С).

С целью обеспечения стабильной работы двигателя все четыре поршня должны иметь одну и ту же массу. Для соблюдения этого условия в процессе изготовления производится взвешивание поршней. Разброс масс корректируется путем удаления металла с юбки. Поршневые пальцы

Поршневой палец обеспечивает шарнирное соединение поршня с шатуном. Палец выполнен из высококачественной стали, отшлифован и отполирован. На среднюю часть пальца садится верхняя головка шатуна. Концы пальца продеты в отверстия в бобышках поршня. Для фиксации заправленного в сборку пальца используются стопорные кольца.

Новый палец устанавливается в поршне с малым натягом, без зазора или с минимальным зазором. Во втулку верхней головки шатуна палец сажается с зазором. При чрезмерных люфта пальцы при повышении нагрузки на двигатель начинают стучать.

Перед установкой пальца с одной из сторон поршня устанавливается стопорное кольцо (пользуйтесь для посадки кольца специальным приспособлением). Затем, с противоположной стороны в поршень заправляется слегка смазанный двигательным маслом поршневой палец. Палец заправляется настолько, чтобы его конец выступал внутри поршня на величину 1 ÷ 1.5 мм. Далее в поршень заправляется верхняя головка шатуна, также слегка смазанная двигательным маслом (проследите, чтобы отверстие маслотока в верхней части шатуна оказалось направлено в сторону, противоположную, указываемой стрелкой, нанесенной на днище поршня). Далее заправьте палец до упора его торцом в заправленное в поршень стопорное кольцо и установите второе стопорное кольцо с другой стороны пальца.

Поршневые кольца

Каждый из поршней оснащается тремя поршневыми кольцами, устанавливаемыми в специально проделанные в верхней части стенок поршня канавки. Форма и порядок посадки колец в канавках показаны на иллюстрации.

Верхнее компрессионное кольцо изготовлено из стали и хромировано снаружи с целью снижения компонента трения, а также защиты металла от агрессивного воздействия горячих отработавших газов. Кольцо имеет правильную круглую форму и симметричное сечение в форме прямоугольника с усеченными углами.

Второе (нижнее) компрессионное кольцо выполнено из чугуна и имеет несимметричное поперечное сечение в форме прямоугольника с наклонной внешней стороной. Угол наклона наружной грани кольца составляет около 1°, благодаря чему прижим кольца к зеркалу цилиндра приходится на очень незначительную площадь. Износ контактной площадки обеспечивает плотность прилегания кольца. На одной из торцевой поверхностей этого кольца имеется метка в виде надписи “ТОР”. Кольцо следует устанавливать на поршень этой меткой вверх.

Маслосъемное кольцо состоит из трех отдельных секций: двух узких боковых колец и помещенного между ними волнообразного расширителя. Общая толщина сборки составляет 3 мм.

Масло, снимаемое кольцом с зеркала цилиндра отводится через отверстия в канавке внутрь поршня и, далее, в поддон картера двигателя.

Все поршневые кольца имеют разрезную конструкцию. Разрезы колец называются замками, обеспечивают возможность установки колец на поршни, а, кроме того, служат для компенсации теплового расширения.

Новое кольцо плотнее всего прижимается к зеркалу цилиндра в районе замка. В процессе дальнейшей приработки прижимное усилие постепенно выравнивается по периметру кольца, обеспечивая максимальную герметизацию сборки.

Замена поршневых колец на изношенном двигателе, цилиндры которого утратили первоначальную форму, приводит лишь к кратковременному восстановлению компрессии, поскольку кольцо не может принять форму изношенного цилиндра и плотность его прилегания распределена неравномерно.

Шатуны

Шатуны откованы из специальной стали. Шатун состоит из верхней головки, соединительного стержня и нижней, разрезной головки. В верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка, выполняющая роль подшипника под посадку поршневого пальца. Соединительный стержень имеет двутавровое сечение. Нижняя головка разрезана в плоскости, перпендикулярной продольной оси сборки.

Поверхность постелей под установку вкладышей шатунных подшипников в разрезной нижней головке шатуна тщательно обработана. В результате такой обработки утрачивается взаимозаменяемость крышек шатунных подшипников, ввиду чего на крышках и нижних головках предусмотрены специальные установочные метки. При заводской сборке метки обычно соответствуют нумерации цилиндров.

Крышка крепится к шатуну посредством специальных болтов повышенной прочности и двух гаек с резьбой М9х1.

В верхней головке шатуна предусмотрено сквозное отверстие, сквозь которое масло во время работы двигателя подается на стенки цилиндра. При установке шатуна следует проследить, чтобы это отверстие было направлено в сторону от распределительного вала.

По массе шатуны делятся на две группы. Более легкие (с массой 590 ÷ 598 г) промаркированы желтой меткой, нанесенной на головку. На более тяжелых шатунах (600 ÷ 609 г) метка имеет голубой цвет. Все шатуны в двигателе должны иметь одинаковую массу, при чем при корректировке масса более тяжелых шатунов приводится к массе более легких, а не наоборот.

Схема процедуры измерения мастерской автосервиса шатуна показана на иллюстрации. Во время взвешивания шатун должен располагаться горизонтально. Разница масс шатунов, взвешенных как со стороны нижней, так и со стороны верхней головок должна составлять не более 2 ÷ 6 г. Корректировка массы производится путем снятия материала с верхней головки и крышки нижней головки в местах, обозначенных стрелками на иллюстрации. Максимальная допустимая толщина снимаемого с верхней головки слоя ограничивается расстоянием от плоскости, остающейся после обработки до оси отверстия под установку поршневого пальца. Из соображений прочности данное расстояние должно составлять не менее 15 мм. В случае нижней головки расстояние измеряется от обработанной плоскости до оси шатунного подшипника и должно составлять не менее 35 мм.

Дизельный двигатель и бензиновый двигатель 1.6 л

В целом конструкция шатунно-поршневых сборок аналогична описанной для двигателей 1.3 л, с тем отличием, что предусмотрена возможность установки шатунов ремонтных размеров (см. Спецификации). Кроме того, в дизельных двигателях шатуны оборудованы маслораспылителями охлаждения поршней.

СНЯТИЕ

Двигатель 1.3 л

1. Снимите головку цилиндров, поддон картера двигателя и шестерни масляного насоса. Удостоверьтесь в надежности посадки гильз цилиндров, в случае необходимости зафиксируйте их при помощи специальных шайб. 2. Проверьте нижние головки шатунов и крышки шатунных подшипников на наличие идентификационных меток в виде цифр, выбитых боковой поверхности компонентов. Маркировка должна соответствовать нумерации цилиндров (первым считается цилиндр, ближайший к газораспределительной цепи). 3. В случае необходимости самостоятельно пометьте проточенные на шатунах и их крышках лыски (воспользуйтесь краской или кернером). 4. Проверьте осевой люфт шатунов, щупом лезвийного типа замерив величину зазора между их нижними головками и щеками кривошипов. Если результат измерения превышает оговоренное в Спецификациях допустимое значение, соответствующий шатун следует заменить. 5. Провернув коленчатый вал, приведите поршни 2-го и 3-го цилиндров в положения НМТ. 6. Отдайте крепежные гайки и снимите крышку нижней головки шатуна с вложенным в нее вкладышем шатунного подшипника коленчатого вала. 7. Если демонтаж производится только с целью замены вкладышей, снимите шатун с шейки вала (постарайтесь не повредить шейку вала и зеркало цилиндра - на шпильки крепления крышки подшипника лучше натянуть отрезки топливного шланга) и извлеките из его головки верхний вкладыш подшипника. 8. Сложите снятые с каждого из шатунов компоненты отдельно. 9. Снимите компоненты нижних головок шатунов поршней 1-го и 4-го цилиндров. Действуйте крайне осторожно, чтобы не повредить зеркала цилиндров. 10. Удалите ступеньку нагарообразования в верхней части каждого из цилиндров.

Двигатели 1.6 л и дизельный

1. Снимите головку цилиндров, поддон картера, маслоотражатель, масляный насос и маслозаборник. 2. Опустив поршни в среднее положение, ощупайте пальцем зеркала цилиндров, проверяя их на наличие ступенчатого износа в районе верхней границы хода поршней. Ступеньки должны быть удалены при помощи специального зенкера, так как в противном случае нельзя будет исключить вероятность повреждения поршней в процессе извлечения шатунных сборок. 3. Чертилкой процарапайте на днище каждого из поршней номер соответствующего цилиндра. 4. При помощи щупа лезвийного типа замерьте осевой люфт посадки шатунов на шейках коленчатого вала. Результаты измерений запишите. 5. На дизельном двигателе выверните крепежные винты и извлеките из своих гнезд сопла маслораспылителей охлаждения поршней.

6. Провернув коленчатый вал, выставьте поршни 1-го и 4-го цилиндров в положения НМТ. В случае необходимости накерните на шатунах и крышках номера цилиндров, стрелкой обозначьте ориентацию крышек относительно шатунов.

7. Постарайтесь запомнить ориентацию шатунно-поршневых сборок на двигателе. В зависимости от типа двигателя сборки могут помечены различными способами: на обращенной в сторону газораспределительного ремня стороне нижних головок и их крышек наносятся точечные метки, риски, либо предусматриваются различной формы выступы на литье. Если заводскую маркировку не удается обнаружить, нанесите метки самостоятельно. 8. В несколько приемов (по пол-оборота за подход) ослабьте болты крепления крышки, снимите крышку с нижним вкладышем. Во избежание путаницы при сборке подклейте вкладыш к крышке скотчем. Повторите процедуру для сборки. 9. Рукояткой молотка вытолкните сборки через цилиндры, извлеките верхние вкладыши и подклейте их скотчем к шатунам. 10. Действуя в прежнем порядке снимите шатунно-поршневые сборки 2-го и 3-го цилиндров.

ПРОВЕРКА

1. Продев плоское жало маленькой отвертки в специально предусмотренный паз извлеките стопорное кольцо. Нагрейте поршень до 60°С.

2. Теперь палец должен свободно выйти из поршня и отверстия в верхней головке шатуна.

3. Вооружитесь специальным инструментом (либо лезвием старого измерительного щупа) и снимите с поршня поршневые кольца. Не забывайте, что кольца изготовлены из хрупкого материала и легко могут сломаться при чрезмерном раскрывании замков - позаботьтесь о защите рук и глаз. Снятые кольца можно выбросить - при сборке они подлежат замене в обязательном порядке.

4. Обломком старого кольца аккуратно удалите угольные отложения из канавок под установку поршневых колец. Постарайтесь не повредить стенки и дно канавок. 5. Тщательно очистите от нагара днища поршней. После соскабливания основного слоя отложений зачистите днище проволочной щеткой или наждачной бумагой.

Следите за сохранностью маркировки поршней.

6. Закончив чистку, промойте канавки под установку колец растворителем, затем тщательно просушите поршни. Удостоверьтесь в проходимости дренажных масловозвратных отверстий канавок. 7. Проверьте состояние поршней. Нормальный износ проявляется в виде равномерной вертикальной выработки на упорной поверхности поршня и сопровождается ослаблением посадки в своей канавке верхнего компрессионного кольца. В случае выявления следов любого анормального износа поршень следует внимательно исследовать на предмет пригодности его к дальнейшему использованию, затем постараться выявить и устранить причину нарушения. 8. Присутствие на юбке поршня царапин или задиров можно расценивать как следствие перегрева, вызванного нарушением исправности функционирования систем охлаждения или смазки, либо недопустимым превышением температуры сгорания воздушно-топливной смеси. Прогары юбки обычно вызываются прорывом газов из камер сгорания в результате износа цилиндров или поршневых колец. Прогорание днища поршня свидетельствует наличии нарушений установки угла опережения зажигания и детонацией смеси. Коррозия поршня в виде небольших каверн указывает на попадании в камеру сгорания/картер двигателя охлаждающей жидкости. Постарайтесь выявить причины нарушений и устранить их. 9. Проверьте шатуны, пальцы и крышки нижних головок шатунов на наличие трещин и прочих механических повреждений. Уложив шатуны на плоскую поверхность, проверьте их на наличие признаков деформаций (в случае отсутствия уверенности, обратитесь за помощью к специалистам автосервиса). Оцените состояние втулок верхних головок шатунов.

10. При помощи микрометра измерьте диаметры всех четырех поршней на расстоянии 10 мм от среза его юбки в плоскости, расположенной под прямым углом к оси поршневого пальца. Если результат измерения выходит за пределы оговоренного в Спецификациях диапазона, поршень подлежит замене.

Если в процессе выполнения капитального ремонта блок цилиндров подвергался расточке, либо производилась замена гильз (модели 1.3 л), следует подобрать новый комплект поршней ремонтного размера. Результаты измерений запишите - они потребуются позднее при вычислении зазоров посадки поршней в цилиндрах (см. ниже).

11. Вложив новое поршневое кольцо в соответствующую канавку на поршне, щупом лезвийного типа замерьте посадочный зазор кольца. Поочередно проверьте посадку каждого из поршневых колец. Если результат любого из измерений выходит за пределы допустимого диапазона, поршень подлежит замене. На всякий случай проверьте правильность выбора колец, измерив их толщину микрометром.

12. Колумбусом нониусного типа измерьте внутренние диаметры гнезд под посадку поршневых пальцев в верхних головках шатунов. Затем определите диаметры пальцев). Вычитая из результатов первых измерений результаты последних, определите зазоры посадки пальцев в головках. Сравните результаты вычислений с требованиями Спецификаций. В случае необходимости втулка шатуна и гнездо в поршне должны быть проточены, а палец заменен новым, ремонтного размера. Выполнение данной работы правильнее будет поручить специалистам автосервиса.

13. На двигателях 1.3 л шатуны разбиты на две весовые категории, на крышках нижних головок шатунов наносится соответствующая маркировка. Более легкие шатуны метятся желтой краской, более тяжелые - синей. При замене шатунов следует подбирать сменные компоненты из той же весовой группы. В случае отсутствия маркировки следует обратиться за консультацией к специалистам фирменного сервис-центра компании Skoda. 14. Правильность ориентации поршней на шатунах определяется по нанесенной на днища маркировке (днище должно быть очищено от нагара). 15. На двигателях 1.3 л нанесенная на днище поршня стрелка должна указывать вперед по двигателю (в сторону расположения масляного фильтра). Шатун же должен быть развернутмаслотоками назад. 16. На моделях 1.6 л и дизельных двигателях стрелка на днище поршня должна быть развернута в сторону газораспределительного ремня. Шатун и крышка его нижней головки устанавливаются проделанной в их основаниях проточкой в указываемую стрелкой на поршне сторону.

17. Смажьте поршневой палец и втулку верхней головки шатуна чистым двигательным маслом. Установите поршень на шатун. Закрепите палец двумя стопорными кольцами, развернув их замками на 180° от съемных пазов. Действуя в том же порядке, смонтируйте оставшиеся шатунно-поршневые сборки.

automn.ru


Смотрите также