Хендай матрикс катализатор


Hyundai Matrix | Три в одном – или как уберечь катализатор

14.34. Три в одном – или как уберечь катализатор

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Замена отказавшего катализатора обойдется недешево, поэтому хорошо бы заранее знать, какие проблемы с ним бывают, как обстоит дело с ними на рынке запчастей.

До недавнего времени мы знали о катализаторе только следующее: это такая штука, которая непонятно зачем нужна, непонятно как работает, что наш бензин ее "убивает", в общем – одни неприятности. Вырезать – и никаких проблем! Но постепенно мы начали привыкать к тому что катализатор – вещь все-таки небесполезная, по крайней мере мысли о "хирургическом вмешательстве" в выхлопную систему посещают все реже и все меньшее количество голов.

Весной, когда сотрудники ГАИ начинают "борьбу за чистоту воздуха", на нас сваливается еще одна проблема – нужно отрегулировать СО. Владельцы машин, оборудованных катализаторами, об этом даже не задумываются, а посты проверки СО проезжают без дрожи в коленках и боязни за свой кошелек. Правда, тот же кошелек может прилично "похудеть" по другой причине. Штрафы за превышение уровня СО покажутся копеечными по сравнению с расходами на покупку и замену катализатора, если он выйдет из строя. Поэтому совсем не вредно знать, как с ним обращаться, а для этого нужно сначала разобраться, как он устрон и как работает.

Как они работают?

При сгорании рабочей смеси образуется ряд вредных для здоровья человека продуктов сгорания, в частности, окись углерода (СО), различные углеводороды (СН) и окислы азота (NO). Хотя эти вещества и составляют всего 1% от общего выхлопа (остальное – это азот, двуокись углерода и водяной пар), они очень вредны и требуют нейтрализации. Существует несколько способов борьбы с вредными выхлопами – например, обеднение смеси, на которой работает двигатель или рециркуляция выхлопа – но ни один из них не сравнится по эффективности с каталитическим нейтрализатором.

Как говорят специалисты, каталитический нейтрализатор – это простое устройство, в котором происходит сложный химический процесс. "Внутри корпуса из нержавеющей стали находится керамический или металлический "кирпич", имеющий сотовую структуру. У этого монолита огромная площадь поверхности, причем вся она покрыта тончайшим слоем специального сплава – собственно катализатора, содержащего платину, родий и палладий. Именно эти драгоценные металлы отвечают за чудесные свойства катализатора, они же определяют его высокую стоимость".

Выхлопные газы "омывают" поверхность монолита, и, когда температура достигает "критического" значения 270° С, начинается каталитическая реакция. Окись углерода превращается в двуокись (углекислый газ), углеводороды превращаются в воду и опять же двуокись углерода, а окислы азота превращаются в воду и азот. Все это для окружающей среды менее вредно.

Каталитические нейтрализаторы способны довольно эффективно снижать токсичность выхлопа, при этом они не влияют на потребление топлива и мощность двигателя. При наличии катализатора слегка возрастает обратное давление выхлопа, от чего двигатель теряет 2–3 л.с., но это, практически, вся "плата" за очистку выхлопа. Однако, установка каталитического нейтрализатора – не идеальное решение. Теоретически, он должен служить бесконечно, так как вышеупомянутые драгметаллы служат лишь катализатором, который при химической реакции, как известно, не расходуется. На практике же жизнь катализатора имеет свой предел ...

Что их губит?

Отказ каталитического нейтрализатора может произойти по нескольким причинам, хотя, обычно, это процесс постепенный, уловить который без специального оборудования невозможно.

"Сердцевина" большинства катализаторов изготовлена из керамики - материала, известного своей хрупкостью. Автомобиль может на скорости попасть в выбоину, удариться обо что-то или даже просто "чиркнуть" корпусом катализатора по камню, и от этого каталитический "кирпич" может треснуть. После этого потеря "сердцевиной" своих рабочих качеств – дело времени.

Конверторы нового поколения, содержащие металлический монолит, не столь уязвимы по этой части. Разбить их, конечно, можно, но, во всяком случае, не так просто.

Враги катализатора

Кроме физического разрушения существует еще одна частая причина выхода из строя катализатора. Топливо. Он чрезвычайно чувствителен к составу топлива. Если бензин этилированный, то тетраэтил свинца, содержащийся в нем, откладывается на активной поверхности каталитического "кирпича" и быстро "засаливает" ее, от чего всякие реакции прекращаются. Уж, кажется, на заправках и наконечники шлангов стали ставить разного размера, и раздаточные колонки красят в разные цвета, и пишут об этом на каждом углу, а все равно потребители иногда путают и заливают не тот бензин. А ведь достаточно "сжечь" полбака такого бензина, и катализатор погибнет безвозвратно.

Но не только этилированный бензин – враг катализатора. Катализатор можно погубить и неэтилированным, если неисправна система управления двигателем, неполностью сгорает смесь или двигатель сильно изношен.

Тройные каталитические нейтрализаторы ("тройные" потому, что катализатором служит совокупность трех драгоценных металлов) устанавливают только на те машины, двигатели которых оборудованы замкнутой системой контроля выхлопа. Перед катализатором установлен кислородный датчик, который отслеживает состав выхлопа и передает эти данные в центральный процессор. В зависимости от содержания кислорода в выхлопе, БЭУ регулирует состав горючей смеси и зажигание так, чтобы поддерживались их оптимальные значения. Это служит главной защитой для катализатора, а также обеспечивает экономию топлива и эффективность работы двигателя. Катализатор не переносит больших отклонений в составе рабочей смеси. Плохо отрегулированный двигатель с повышенным содержанием углеводородов в выхлопе просто гробят катализатор. Если же смесь слишком бедная, это может вызвать резкий перегрев катализатора, от чего снова пострадает монолит, только уже "физически". Таким образом, "жизнь" катализатора зависит от исправности системы управления двигателем.

Многое зависит и от исправности самого кислородного датчика. С "возрастом" он становится "ленивым" или совсем выходит из строя, что сказывается на составе смеси и, соответственно, на исправности катализатора.

Испортить катализатор может и выхлоп сильно изношенного двигателя, сжигающего масло. Оно, попадая вместе с выхлопом в катализатор, "запекается" на поверхности монолита, подобно лаку, и не дает катализатору работать.

Есть и другие вредные факторы. Например – свечи. Неподходящие свечи не будут давать полного сгорания, что может вызвать в катализаторе губительную реакцию расплавления".

Будьте очень осторожны в применении присадок к бензину или маслу. Большинство об этом не задумывается, а ведь присадки тоже могут вредно воздействовать на катализатор. Если на продукте не написано: "совместим с катализатором", лучше не рискуйте.

Еще один опасный случай – запуск двигателя буксировкой. При этом может происходить попадание в катализатор просто чистого бензина. Это, во-первых, отравляет катализатор, но также может вызвать мгновенную реакцию и даже взрыв. Смотрите также, куда едете – старайтесь не попадать в глубокие лужи. Рабочая температура катализатора составляет порядка 900° С. Внезапное попадание его в воду может быть фатальным.

В целом, замечено, что на срок службы катализатора влияют условия эксплуатации. Больше страдают катализаторы на машинах, эксплуатируемых в городских условиях, когда двигатель часто заводят. С другой стороны, при длительной высокоскоростной езде по магистралям катализатор также портится от того, что перегревается".

Наконец, вы поступите разумно, если станете регулярно осматривать всю систему выхлопа. Если сломаны кронштейны или отвалились резиновые подвески, выхлопная труба будет вибрировать, передавая на катализатор ненужные нагрузки.

automn.ru

забит катализатор или меняешь или просто пробить на сквозь…

Каталог автомобилей:

Хендай Matrix (Матрикс)

Минивен B-класса

В настоящее время в Россию не поставляется

  • михаил Народ, остро нуждаюсь в помощи!!! Двигатель не набирает больше 2000 оборотов. Возил форсунки на Украину в ремонт, поменял расходомер воздуха, поменял все…
    • МИХАИЛ ПРОВЕРЬ ДАВЛЕНИЕ ТОПЛИВНОГО НАСОСА…
    • иногда просто забит фильтр топливного насоса в бензобаке...…
    • андрей забит катализатор или меняешь или просто пробить на сквозь…
  • Николай Здравствуйте!Проблема такая.Не заводится Matrix без эфира или без пинка.Заменил уже все.и форсунки и клапан в рейке.проблема не ушла.Было ли у кого нибудь…
  • Андрей К. Здравствуйте. На hyundai matrix 1.5 crdi(2006) загорелся индикатор топливного фильтра и пропала тяга...на 4ой ели 90 а на 5ой - 110 набирает... Иногда…
  • Владислав День добрый, Матрикс 1.5 дизель 3х цилиндровый 82 л.с. Порвался ремень ГРМ, гнутся ли клапана на этом двигателе?…
  • Сергей Здравствуйте. У моего Матраса 2008 г.в 1,6 , пробег 160 000 появилась такая проблема: иногда на "ровном месте" пропадают тормоза.......потом, так же внезапно…
    • Владимир Проверь шланг от вакуумного усилителя тормозов. У меня такое было - треснул шланг со стороны щита моторного отсека, т.е. со стороны бампера не водно, а воздух…
    • игорь было токое поменял главный тормозной цилиндр и жидкость 3 года тьфу-тьфу…
  • владимир Здравствуйте подскажите пожалуйста МАТРИКС 2004 дизель.Трудно заводится и глохнет на ходу.Топливный насос в баке поменял, клапан давления поменял, форсунки…
  • Ренат Ребята подскажите пожалуйста такая проблема, катишся на нетралки притормаживаешь срабатывает АВС пидаль жёсткая становиться и после этого загараеться лампочка…
    • смотрите датчики абс…
  • павел Здравствуйте!!! Под скажите пожалуста Хундай матрикс 2005 года 1.8 двигатель 125тыс. пробег 2016 году летом поменял датчик дросельной заслонки,через не которое…
  • петро купив матрекса без звуку .зробив стартер починаю крутити стартером хватае але на газ не реагуе .хлопки ідуть в обратну…
  • Михаил Здравствуйте,подскажите,как подобраться к моторчику заслонки отопителя салона,неужели нужно всю панель разбирать или снимать весь воздухозаборник за бардачком,…
  • витек можно ли в мкпп хундай матрикс2001 залить масло dexron 2 automatic минеральное ATF…
  • зравствуйте. матрикс 2004г. механика.все лампочки горят а двигатель не крутит и не звука. подскажите что может быть. может стартеру хана.…
  • игорь привет всем .ребята скажите кто сталкнуся стакои проблемои горит абс…
    • Антон посмотри лампочки в стопорях, если обе перегорели авс будет гореть!…
  • Елена Подскажите. Хендай матрикс 1.8 2006года. Не работает 4 скорость на холодную. Машина набирает рабочую температуру, перезапускаешь всё включается. На диагностике…
  • николай Всем здравствуйте!Подскажите пожалуйста-как правильно прикрепить логотипы на дверь багажника хендай матрикс.Размеры от края двери,друг от друга и от ребра…
  • Светлана Добрый день! У меня при езде стала моргать лампочка чек, подскажите пожалуйста что надо делать?…
  • Алексей У меня матрикс 2008 г. появился писк при отпускание педали тормоза в задней части, даже когда машина стоит но на скорости , а когда на ручнике писк появляется…
    • Серёга. Просто пружинки колодок.Не парьтесь.…
  • евген неработает регулировка подачи воздуха в салон может есть у кого видео…
  • Павел После ремонта двигателя ( дизель 3 цилиндра) пропали импульсы на форсунки. Может кто подскажет причину? Буду очень благодарен. Vdk111@yandex.ru…
  • айдар у меня матрикс дизель не заводится со стартера. сталкача без проблем. в чем проблемы может кто подскажет ?…
    • серый замени датчик коленвала!! именно коленвала!…
    • Павел На топливной рейке стоит электромагнитный клапан. У меня была причина в нем.…
  • Владимир Помогите пожалуйста. Никто из спецов не может ясно сказать, почему "на холодную" дизельный матрикс хорошо заводится и работает без проблем, но стоит заглушить,…
  • Добрый день! У меня проблема с АКПП,машина не едет,ни вперед,ни назад Если у кого мысли по этому поводу…
  • рома как правильно натянуть ремень кондиционера посе замены…
  • алексанр электро схема матрикса…
  • иван погружной меняется из салона…
  • Ольга Доброго всем дня, подскажите какой топливный фильтр (погружной или не погружной) на HYUNDAI MATRIX 1.8 2008 года выпуска?…
    • антон. Да он погружной находиться в месте с насосам в баке под заднем сиденьем.…
  • Махмуд Господа хорошие!!!!!! Подскажите как установить подсветку в дверь от концевика двери, что бы при открывании загоралась подсветка, машин хундай матрикс турок…
  • Александер здравствуйте. подскажите пожалуйста. матрикс 1.5 дизель заводится отлично, Но выше 2000 оборотоv нинаберает сбрасывает, когда еду такая же история 2000-2100 и…
    • владимир У меня была беда такая с отсечкой оборотов . Турбина в аварийном режиме. Из за датчика давления топлива.поменял датчик обнулили и все стало гуд!…
  • Владимир Здравствуйте, не могу найти толковых эл.схем, у меня проблема Huyndai matrix 2004 г.в.1.6 механика коротнул провод выход с преда в салоне авто, средний ряд…
  • Наталья Здравствуйте. Девятый год езжу на хендай матрикс 1,6 автомат, рассматривала массу вариантов на замену аналогичным новым авто и так и не определилась. Что нынче…
  • Мария Подскажите пожалуйста, где в Москве лучше и дешевле приобрести и поменять резину для Хюндай Матрикс, выпуск 2006г. Спасибо.…
  • Александр Цена замены передних и задних стоек?…
  • константик Помогите решить проблему с АБС.ошибка показала передний левый датчик.заменил вазовским от каленвала,всеравно горит лампочка абс?…
  • юрец над значком чек иногда не загорается значок машина,,,,,,,,не запускается 1,5 дизель 2002г в чем причина подскажите…
    • обратка на форсунках лишнего пропускает или датчик давления топлива крякнул. форсунки ремонтируются рем комплект есть а датчик только новый…
    • андрей выпендривается иммобилайзер…
  • Игорь У меня проблема!!!! После замены подшипников и стопорных колец передней ступицы колес загорелась контрольная лампа АБС. При движении может погаснуть но тогда…
    • алексей была такая проблема после замены передних стоек,оказывается на правой стойке не на месте расположен кронштейн крепления провода АБС в результате провод…
  • Вадим перегорела лампочка подсветки аврийки на торпеде ,подскажите как поменять.…
  • василий Доброго времени суток.Подскажите можно-ли отрегулировать длину тросика от рычага переключения передач до коробки.Плохо стала включаться 1-я передача…
  • Школьник При повороте руля скрип-скрежет,немного в руль отдаёт.При езде руль поворачивается пока нормально,но когда стоишь вибрация,и даже если не…
  • Константин Подскажите.У меня Матрикс 1.8 мкпп.Не могу выключить передачу…
    • Школьник у меня тоже передачи жёстковато выключаются,делал диагностику,смотрел трансмиссию всё в норме,как-то менял сальник между приводом и коробкой-масло…
  • Денис. Добрый день. Подскажите пожалуста Уменя Хундаи Матрикс 2009 года выпуска дизель. Появился странны й стук в зади с левой стороны. Такуй стук какбутто чтото…
  • дмитрий Куплю капот на турецкий матрикс в любом состоянии 89629767941…
  • Сергей. Хендай Matrix 2007 турок. Бензин 1.6.То заводиться,то нет. Аккумулятор новьё. Стартер крутит но не схватывает.Через час можно по пробовать завести и с пол…
    • Дмитрий Сергей, у меня такая же проблема! Вы смогли её решить?…
      • Да решать то ни кто и не пытался.Говорят "вот привезли бы вас на эвакуаторе - заглохшего,тогда да нашли бы причину". Короче открываю капот,снимаю клему,через…
      • Сергей Заменил датчики коленвала и распредвала. Работает как часы.…
  • Здравствуйте у меня хендай матрикс дизель1.5 на ходу иногда западает педаль газа не газует а на холостых педаль работает исправно . педаль у меня электронная.…
  • Виктория Подскажите какой можно поставить не оригинал Амортизатор багажника левый Акура МДХ…
  • как поменять сломанные шпильки бензобака на хёндай матрикс…
  • Подскажите пожалуста в хундай матрикс 2003 года 1,5 дизель перестал показывать датчик температуры в чем может быть причина.??…
  • Здрасти не могу понять что с машиной на скорости обороты то падают то растут что это может быть подскажите…
    • леонид датчик регулировки топлива перед форсунками смотри…
  • абрам на матриксе отказал кондёр дует но не охлаждает…
    • zexx Едем под вывеску "заправка кондиционеров", объясняем ситуацию, заправляем (1-2тыр) и походу заправки ищем негерметичность системы - где улетает фреон. Если не…
  • Сергей Где находятся предохранители на стеклоподъемник ?…
  • хочу перепрошить компьютер чтобы городской расход топлива уменьшить. не отразится ли это на двигателе?…
    • Димсон Отразится. Станет еще тупее.…
  • Геннадьёвич Свист под капотом на холодную и в сырую погоду. Трогал натяжение ремней, вроде нормальное. До упора руль влево и в право - тоже свистит. По книжке старые…
    • Александр Была такая проблема, надо менять клиновидный ремень. У него гарантия один год, так мне сказали на ТО.…
    • ролики грм поменяй у меня тоже было…
    • Саша 100 процентоа ремень и ролик натяжитель…
Показать еще

test-drive.ru

Hyundai Matrix. . , .

Hyundai Accent 1.5 G4EC 16

Hyundai Matrix, Hyundai Accent, Hyundai Elantra ...

19:09, ZMparts 
 

Hyundai Matrix, Hyundai Lavita

, 2-5
07:10, 12 GasMonkey22 
  Hyundai-KIA .289422A103

Hyundai Matrix, Hyundai Accent, Hyundai Elantra ...

, 1
05:49, --... 
  Hyundai-KIA .289412A103

Hyundai Matrix, Hyundai Accent, Hyundai Elantra ...

, 1
05:34, --... 
  Veneporte HY27077

Hyundai Matrix, Hyundai Lavita

05:48, "-" 
  Hyundaikia 2851026250

Hyundai Matrix, Hyundai Accent, Kia Rio ...

05:46, "-" 
  Hyundai 2851026730

Hyundai Matrix, Hyundai Elantra, Hyundai Coupe ...

05:27, "-" 
  Bosal 165295

Hyundai Matrix, Hyundai Lavita

, 1-3
01:13, Next Motors 
  Hyundai Matrix06:38, 14 AVTODONOR 
  HY27077 1501762 Veneporte

Hyundai Matrix, Hyundai Lavita

, 4 - 7
17:28, AZM24 -... 
  Hyundai-KIA 289412A103

Hyundai Matrix, Hyundai Accent, Kia Rio ...

03:59, magnitom 
  Bosal 165-295

Hyundai Matrix, Hyundai Lavita

, 2-5
07:17, 15 CAReFan 
  Veneporte HY27077

Hyundai Matrix, Hyundai Lavita

01:28, 14 - 
  Bosal 165-295

Hyundai Matrix, Hyundai Lavita

18:57, 12 Dri... 
  Bosal 165295

Hyundai Matrix, Hyundai Lavita

, 8-14
10:29, 12 Vl 
  VENEPORTE HY27077

Hyundai Matrix, Hyundai Lavita

12:29, 10 "Garage79" 
  VENEPORTE HY27077

Hyundai Matrix, Hyundai Lavita

12:26, 10 "Garage79" 
  BOSAL 165295

Hyundai Matrix, Hyundai Lavita

, 8-14
09:38, 10 --TehnoDV - ... 
  Bosal 165295

Hyundai Matrix, Hyundai Lavita

, 9
23:55, 9 38 
  VENEPORTE HY27077

Hyundai Matrix, Hyundai Lavita

, 9
18:38, 9 38 
  Hyundai 289412A103

Hyundai Matrix, Hyundai Accent, Kia Rio ...

13:03, 9 PIT-STOP 
Hyundai Sonata V EF19:56,  
  Hyundai-KIA 289502374008:43, magnitom 
Hyundai Accent II19:44,  
  Hyundai/Kia 2851022670

, 8-14

12:25, 10 --TehnoDV - ... 
  Hyundai-KIA 289602G60008:43, magnitom 
  HYUNDAI/KIA/MOBIS 286202H000

, 5-8

05:00, CAReta74 
  Hyundai-KIA 286202H00002:04, magnitom 
  Hyundai-KIA 289902F07018:29, 15 magnitom 
  Hyundai-KIA 289602G89018:29, 15 magnitom 
  Hyundai/Kia 289603A130

, 8-14

12:25, 10 --TehnoDV - ... 
  HYUNDAI / KIA '286202H000

, 3

05:47,  
  HYUNDAI / KIA (MOBIS) 289603A13011:10, 10 "Garage79" 
Hyundai Solaris11:16, 14  
 / 2895037640 Hyundai-KIA 289503764008:43, magnitom 
  - NEW FL 2.4L ., HYUNDAI 289502G490

, 8-14

12:20, 10 --TehnoDV - ... 
  286202H000 1300234 Hyundai/Kia

, 4 - 7

00:26, 12 AZM24 -... 
Hyundai Avante19:40, -2 
  Hyundai Solaris 1.6 123 . . CAT73 FORTLUFT CAT7322:42, 15 PIT-STOP 
  Hyundai Solaris 1.4 107 . . CAT72 FORTLUFT CAT7222:42, 15 PIT-STOP 
  Hyundai Sonata 2.0 16V 99-> ATIHO 77160021:00, 15 PIT-STOP 
Hyundai Solaris 1 419:33, AvtoboomNSK 
Hyundai Sonata17:24, 14 - 
Hyundai Tuscani08:01, 24 
Hyundai Getz, Accent12:13, 13  48
Hyundai Terracan 200118:58, 1 
Hyundai Santa FE19:16,  
  Hyundai Tucson 1 2.7 173 . . CAT77 FORTLUFT CAT7722:42, 15 PIT-STOP 
  Hyundai Sonata 5 3.3 233 . . CAT75 FORTLUFT CAT7522:42, 15 PIT-STOP 
  Hyundai Sonata 5 3.3 233 . . CAT76 FORTLUFT CAT7622:42, 15 PIT-STOP 

 

baza.drom.ru

Hyundai Matrix | Три в одном – или как уберечь катализатор

7.2.22. Три в одном – или как уберечь катализатор

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Замена отказавшего катализатора обойдется недешево, поэтому хорошо бы заранее знать, какие проблемы с ним бывают, как обстоит дело с ними на рынке запчастей.

До недавнего времени мы знали о катализаторе только следующее: это такая штука, которая непонятно зачем нужна, непонятно как работает, что наш бензин ее "убивает", в общем – одни неприятности. Вырезать – и никаких проблем! Но постепенно мы начали привыкать к тому что катализатор – вещь все-таки небесполезная, по крайней мере мысли о "хирургическом вмешательстве" в выхлопную систему посещают все реже и все меньшее количество голов.

Весной, когда сотрудники ГАИ начинают "борьбу за чистоту воздуха", на нас сваливается еще одна проблема – нужно отрегулировать СО. Владельцы машин, оборудованных катализаторами, об этом даже не задумываются, а посты проверки СО проезжают без дрожи в коленках и боязни за свой кошелек. Правда, тот же кошелек может прилично "похудеть" по другой причине. Штрафы за превышение уровня СО покажутся копеечными по сравнению с расходами на покупку и замену катализатора, если он выйдет из строя. Поэтому совсем не вредно знать, как с ним обращаться, а для этого нужно сначала разобраться, как он устрон и как работает.

Как они работают?

При сгорании рабочей смеси образуется ряд вредных для здоровья человека продуктов сгорания, в частности, окись углерода (СО), различные углеводороды (СН) и окислы азота (NO). Хотя эти вещества и составляют всего 1% от общего выхлопа (остальное – это азот, двуокись углерода и водяной пар), они очень вредны и требуют нейтрализации. Существует несколько способов борьбы с вредными выхлопами – например, обеднение смеси, на которой работает двигатель или рециркуляция выхлопа – но ни один из них не сравнится по эффективности с каталитическим нейтрализатором.

При сгорании рабочей смеси образуется ряд вредных для здоровья человека продуктов сгорания, в частности, окись углерода (СО), различные углеводороды (СН) и окислы азота (NO). Хотя эти вещества и составляют всего 1% от общего выхлопа (остальное – это азот, двуокись углерода и водяной пар), они очень вредны и требуют нейтрализации. Существует несколько способов борьбы с вредными выхлопами – например, обеднение смеси, на которой работает двигатель или рециркуляция выхлопа – но ни один из них не сравнится по эффективности с каталитическим нейтрализатором. Как говорят специалисты, каталитический нейтрализатор – это простое устройство, в котором происходит сложный химический процесс. "Внутри корпуса из нержавеющей стали находится керамический или металлический "кирпич", имеющий сотовую структуру. У этого монолита огромная площадь поверхности, причем вся она покрыта тончайшим слоем специального сплава – собственно катализатора, содержащего платину, родий и палладий. Именно эти драгоценные металлы отвечают за чудесные свойства катализатора, они же определяют его высокую стоимость".

Выхлопные газы "омывают" поверхность монолита, и, когда температура достигает "критического" значения 270° С, начинается каталитическая реакция. Окись углерода превращается в двуокись (углекислый газ), углеводороды превращаются в воду и опять же двуокись углерода, а окислы азота превращаются в воду и азот. Все это для окружающей среды менее вредно.

Каталитические нейтрализаторы способны довольно эффективно снижать токсичность выхлопа, при этом они не влияют на потребление топлива и мощность двигателя. При наличии катализатора слегка возрастает обратное давление выхлопа, от чего двигатель теряет 2–3 л.с., но это, практически, вся "плата" за очистку выхлопа. Однако, установка каталитического нейтрализатора – не идеальное решение. Теоретически, он должен служить бесконечно, так как вышеупомянутые драгметаллы служат лишь катализатором, который при химической реакции, как известно, не расходуется. На практике же жизнь катализатора имеет свой предел... Что их губит?

Отказ каталитического нейтрализатора может произойти по нескольким причинам, хотя, обычно, это процесс постепенный, уловить который без специального оборудования невозможно.

"Сердцевина" большинства катализаторов изготовлена из керамики - материала, известного своей хрупкостью. Автомобиль может на скорости попасть в выбоину, удариться обо что-то или даже просто "чиркнуть" корпусом катализатора по камню, и от этого каталитический "кирпич" может треснуть. После этого потеря "сердцевиной" своих рабочих качеств – дело времени.

Конверторы нового поколения, содержащие металлический монолит, не столь уязвимы по этой части. Разбить их, конечно, можно, но, во всяком случае, не так просто.

Враги катализатора

Кроме физического разрушения существует еще одна частая причина выхода из строя катализатора. Топливо. Он чрезвычайно чувствителен к составу топлива. Если бензин этилированный, то тетраэтил свинца, содержащийся в нем, откладывается на активной поверхности каталитического "кирпича" и быстро "засаливает" ее, от чего всякие реакции прекращаются. Уж, кажется, на заправках и наконечники шлангов стали ставить разного размера, и раздаточные колонки красят в разные цвета, и пишут об этом на каждом углу, а все равно потребители иногда путают и заливают не тот бензин. А ведь достаточно "сжечь" полбака такого бензина, и катализатор погибнет безвозвратно.

Но не только этилированный бензин – враг катализатора. Катализатор можно погубить и неэтилированным, если неисправна система управления двигателем, неполностью сгорает смесь или двигатель сильно изношен.

Тройные каталитические нейтрализаторы ("тройные" потому, что катализатором служит совокупность трех драгоценных металлов) устанавливают только на те машины, двигатели которых оборудованы замкнутой системой контроля выхлопа. Перед катализатором установлен кислородный датчик, который отслеживает состав выхлопа и передает эти данные в центральный процессор. В зависимости от содержания кислорода в выхлопе, БЭУ регулирует состав горючей смеси и зажигание так, чтобы поддерживались их оптимальные значения. Это служит главной защитой для катализатора, а также обеспечивает экономию топлива и эффективность работы двигателя. Катализатор не переносит больших отклонений в составе рабочей смеси. Плохо отрегулированный двигатель с повышенным содержанием углеводородов в выхлопе просто гробят катализатор. Если же смесь слишком бедная, это может вызвать резкий перегрев катализатора, от чего снова пострадает монолит, только уже "физически". Таким образом, "жизнь" катализатора зависит от исправности системы управления двигателем.

Многое зависит и от исправности самого кислородного датчика. С "возрастом" он становится "ленивым" или совсем выходит из строя, что сказывается на составе смеси и, соответственно, на исправности катализатора.

Испортить катализатор может и выхлоп сильно изношенного двигателя, сжигающего масло. Оно, попадая вместе с выхлопом в катализатор, "запекается" на поверхности монолита, подобно лаку, и не дает катализатору работать.

Есть и другие вредные факторы. Например – свечи. Неподходящие свечи не будут давать полного сгорания, что может вызвать в катализаторе губительную реакцию расплавления".

Будьте очень осторожны в применении присадок к бензину или маслу. Большинство об этом не задумывается, а ведь присадки тоже могут вредно воздействовать на катализатор. Если на продукте не написано: "совместим с катализатором", лучше не рискуйте.

Еще один опасный случай – запуск двигателя буксировкой. При этом может происходить попадание в катализатор просто чистого бензина. Это, во-первых, отравляет катализатор, но также может вызвать мгновенную реакцию и даже взрыв. Смотрите также, куда едете – старайтесь не попадать в глубокие лужи. Рабочая температура катализатора составляет порядка 900° С. Внезапное попадание его в воду может быть фатальным.

В целом, замечено, что на срок службы катализатора влияют условия эксплуатации. Больше страдают катализаторы на машинах, эксплуатируемых в городских условиях, когда двигатель часто заводят. С другой стороны, при длительной высокоскоростной езде по магистралям катализатор также портится от того, что перегревается".

Наконец, вы поступите разумно, если станете регулярно осматривать всю систему выхлопа. Если сломаны кронштейны или отвалились резиновые подвески, выхлопная труба будет вибрировать, передавая на катализатор ненужные нагрузки.

automn.ru

Hyundai Matrix | Катализатор | Хендай Матрикс

5.1. Катализатор

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Катализатор
1 – корпус;

2 – уплотнение;

3 – соты катализатора

Элементы, входящие в катализатор и продукты, выходящие из катализатора
На всех автомобилях устанавливаются катализаторы для уменьшения количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу с выхлопными газами.

Катализатор отработанных газов имеет корпус из нержавеющей стали, к которому сваркой присоединены впускной и выпускной конусы с патрубками и крепежными фланцами, а также теплоотражатели, удерживающие керамическую обшивку. Весь внутренний объем корпуса занят керамическим пористым монолитом, зафиксированным кольцами или сеткой из нержавеющей стали. Структура монолита представляет собой обычный фильтр, но вся внутренняя и внешняя поверхность пор, контактирующих с газами, покрыта очень тонким молекулярным слоем сплава, который содержит платину, родий и палладий. Пористый монолит имеет большую площадь поверхности, покрытой этим сплавом из очень дорогих металлов, что в основном и определяет высокую цену катализаторов.

В катализаторе происходит реакция, в результате которой потенциально опасный углеводород и окись углерода в выхлопных газах превращаются в безопасные газы и водяной пар.

Двигатель выбрасывает в атмосферу вместе с отработанными газами продукты полного (водяной пар Н2О, азот N2 и т.п.) и неполного (оксид углерода СО, а также CnHm, оксиды азота NOX ) сгорания топлива. Общее число компонентов, которые содержатся в этих газах, превышает несколько сотен, и большинство из них вредны для здоровья человека.

Отработанные газы, проникая через пористую поверхность монолита, во-первых, нагревают его, а во-вторых, доокисляются. Из СО получается СО2, то есть нетоксичный углекислый газ, CnHm в несколько этапов переходит в СО2 и Н2О, NOХ превращается в молекулярный N2, который содержится в обычном воздухе, и в воду. Словом, в катализаторе происходят довольно сложные химические реакции, благодаря высокой температуре и наличию специального покрытия из дорогих металлов.

Главный позитивный эффект катализатора – полная нейтрализация трех компонентов – СО, CnHm, NOХ , – которых в отработанных газах больше, чем других вредных веществ. И достигается он не только благодаря наличию платины, родия и палладия. Важную роль играет температура, выдерживающаяся в границах 300–800° С. Если она снижается до 250° С, химические реакции нейтрализации СО, CnHm, NOХ , несмотря на наличие металлов-катализаторов, не произойдут. А при температуре около 900° С начинает плавиться и разрушаться каталитическая пленка. Бензиновые двигатели

На всех моделях с катализатором система питания топливом замкнутого типа, то есть на основании сигнала от датчика кислорода, установленного в выхлопной системе, блок управления постоянно оптимизирует состав топливо-воздушной смеси. В зависимости от содержания кислорода в выхлопных газах датчик кислорода индуцирует напряжение от 0,1 В (высокое содержание кислорода, бедная смесь) до 0,9 В (низкое содержание кислорода, богатая смесь). На основании этих данных блок управления двигателем изменяет время открытия топливных форсунок и изменяет соотношение топлива в топливо-воздушной смеси. Метрическое соотношение топливной смеси, при котором происходит ее полное сгорание и в выхлопных газах отсутствуют вредные вещества – это 14,7 весовых частей воздуха на 1 часть топлива.

Катализатор работает эффективно при температурах +300° С до +800° С.

Дизельные двигатели

На автомобилях с дизельными двигателями очистка выхлопных газов производится нерегулируемым окислительным катализатором.

Уменьшение процентного содержания окислов азота в выхлопных газах дизельного двигателя достигается за счет установки на автомобиле системы повторного сжигания части отработанных газов (EGR). Клапан EGR системы повторного сжигания отработанных газов установлен в колене выхлопной системы и управляется вакуумным регулятором. Клапана EGR на прогретом двигателе направляет часть отработанных газов в камеры сгорания двигателя, в результате чего снижается температура и при этом уменьшается процент окислов азота в выхлопных газах. Эксплуатация автомобилей с катализатором

Катализатор – это надежное и простое устройство, которое не нуждается ни в каком обслуживании, но имеются некоторые факты, которые владелец должен знать для максимального срока службы катализатора.

Не используйте этилированный бензин в автомобиле, оборудованном катализатором, так как свинец покроет драгоценные металлы в решетке катализатора, уменьшая эффективность их преобразования и в конечном счете выведет из строя катализатор.

Всегда содержите зажигание и топливную систему в полном порядке.

Если при работе двигателя наблюдаются пропуски зажигания, не эксплуатируйте автомобиль до устранения неисправности.

Если при работе двигателя загорится контрольная лампа управления двигателем, необходимо как можно быстрее обратиться на станцию технического обслуживания. Если имеется повреждение управления двигателем, то кроме увеличения расхода топлива и уменьшения динамических характеристик двигателя, может выйти из строя катализатор.

Не запускайте двигатель методом буксировки.

Не выключайте зажигание на высоких оборотах двигателя.

Не используйте присадки к топливу и моторному маслу, так как присадки могут содержать вещества, способные повредить катализатор.

Не используйте автомобиль, если из выхлопной трубы виден след синего дыма.

После остановки двигателя выхлопная система длительное время продолжает излучать значительное количество тепла, поэтому необходимо избегать парковки автомобиля на траве и сухих листьях. Помните, что катализатор хрупок, поэтому избегайте ударов при снятии катализатора или выхлопной системы.

Катализатор, используемый на хорошо отрегулированном автомобиле, должен служить от 100 до 160 тысяч км пробега автомобиля.

automn.ru

Hyundai Matrix | Катализатор | Хендай Матрикс

14.33. Катализатор

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Устройство

Каталитический нейтрализатор отработанных газов имеет корпус из нержавеющей стали, к которому сваркой присоединены впускной и выпускной конусы с патрубками и крепежными фланцами, а также теплоотражатели, удерживающие керамическую обшивку. Весь внутренний объем корпуса занят керамическим пористым монолитом, зафиксированным кольцами или сеткой из нержавеющей стали. Структура монолита похожа на обычный фильтр, но вся внутренняя и внешняя поверхность пор, контактирующих с газами, покрыта очень тонким молекулярным слоем сплава, который содержит платину, родий и палладий. Пористость монолита имеет большую площадь поверхности, покрытой этим сплавом из очень дорогих металлов, что в основном и определяет высокую цену нейтрализаторов.

Принцип работы

Двигатель выбрасывает в атмосферу вместе с отработанными газами продукты полного (водяной пар Н2О, азот N2 и т. п.) и неполного (оксид углерода СО, а также CnHm, оксиды азота NOx) сгорания топлива. Общее число компонентов, которые содержатся в этих газах, превышает несколько сотен, и большинство из них вредны для здоровья человека.

Отработанные газы, проникая через пористую поверхность монолита, во-первых, нагревают его, а во-вторых, доокисляются. Из СО получается СО2 то есть нетоксичный углекислый газ, CnHm в несколько этапов переходит в СО2 и Н2О, NOx превращается в молекулярный N2 который содержится в обычном воздухе, и в воду. Словом, в нейтрализаторе происходят довольно сложные химические реакции благодаря высокой температуре и наличию специального покрытия из дорогих металлов, служащих катализаторами.

Итак, главный позитивный эффект этого приспособления – полная нейтрализация трех компонентов – СО, CnHm, NOx, – которых в отработанных газах больше, чем других вредных веществ. И достигается он не только благодаря наличию платины, родия и палладия. Важную роль играет, как я уже сказал, температура, выдерживающаяся в границах 300–800° С. Если она снижается до 250° С, химические реакции нейтрализации СО, CnHm, NOx, несмотря на наличие металлов-катализаторов, не произойдут. А при температуре около 900° С начинает плавиться и разрушаться каталитическая пленка.

Эксплуатация

Чтобы не вывести из строя исправный нейтрализатор, нужно строго придерживаться правил его эксплуатации. Прежде всего, нельзя использовать этилированный бензин. Достаточно затратить 20–30 л этого бензина, – и активная поверхность катализатора покроется свинцом, что приведет к поломке.

Нужно постоянно и внимательно следить за техническим состояние двигателя. Нейтрализатор не выдерживает значительных отклонений в составе топливной смеси. При работе двигателя на богатых и очень богатых смесях он быстро забивается копотью и другими отложениями, а на бедных и очень бедных – перегревается до расплавления активного слоя. Для поддержания состава смеси в необходимых границах на автомобилях с нейтрализаторами обязательно устанавливается датчик кислорода – лямбда-зонд, – по сигналу которого электронный блок управления измеряет состав топливной смеси. Исправность и правильная работа системы регулирования во многом определяют долговечность нейтрализатора. Поэтому при каких-либо сбоях в работе двигателя из-за системы зажигания или затрудненном пуске – нужно найти и устранить неисправность.

Запрещается запускать двигатель с буксира, долго крутить его стартером или часто с короткими промежутками пытаться запустить непрогретый. Кроме того, чтобы не допустить появления трещин, следует избегать ударов о дорожные преграды. Причиной механического повреждения вследствие резкого температурного перепада могут стать попадание автомобиля в глубокую выбоину с водой и резкое охлаждение нагретого до 800–900° С нейтрализатора.

Нужно отметить, что в последнее время начали выпускать каталитические нейтрализаторы с металлическим монолитом, что повышает их прочность. Они намного надежнее благодаря большей устойчивости к разным механическим и температурным воздействиям, но потому они и дороже керамических аналогов.

Как уже отмечал, нейтрализатор с керамическим монолитом очень чувствителен к ударам, поэтому его нельзя ронять или использовать ударный инструмент при работе с системой. А чтобы избежать отложения жиров, запрещено касаться руками рабочей поверхности датчика кислорода. Нельзя проверять наличие искры снятием наконечника с какой-нибудь свечи зажигания или использовать нештатные свечи, а также проверять эффективность работы цилиндров методом отключения искры мотортестером. Эти действия могут вызвать попадание несгоревшего топлива в катализатор, о последствиях чего сказано выше.

Плюсы и минусы

Первый и основной плюс этого приспособления – практически полная нейтрализация наивреднейших (учитывая их суммарную концентрацию и токсичность) компонентов отработанных газов. Второй плюс состоит в том, что автопроизводители без дополнительных затрат на усовершенствование серийных двигателей, установив нейтрализатор и системы управления топливоподачей с лямбда-зондом, могут продолжать выпуск автомобилей, которые полностью отвечают жестким нормам токсичности отработанных газов, например, Евро-2 и даже Евро-3.

Но есть у нейтрализатора и минусы. Один из существенных его недостатков – низкая надежность, и не только из-за хрупкости керамического монолита, но также из-за отказа вследствие нарушения правил экплуатации, и даже когда эти правила не нарушаются. По данным обследований, быстрее катализаторы ломаются в условиях городской езды с частыми запусками двигателя и короткими пробегами. А также – при устойчивом высокоскоростном движении на магистралях. В первом случае нейтрализатор просто-напросто забивается топливом и копотью, ведь при каждом запуске он должен прогреться до рабочей температуры, а на это нужно время. Во втором – от перегревания.

У нас редкий автомобиль долго проработает с системой нейтрализации, учитывая состояние дорог, обеспеченность неэтилированным бензином и качество этого бензина, равно как и профессиональную и экологическую сознательность водителей и ремонтников. Эта дорогая, но не "долгоиграющая" система действует в автомобиле до появления первых проблем. А потом, как правило, монолит выбивается из корпуса и его просто выбрасывают.

Логика подобных "мер" понятна: во-первых, это значительно дешевле, быстрее и проще, чем искать, договариваться и ждать, пока привезут новый нейтрализатор; во-вторых, эти действия не повлекут для автовладельца никаких негативных последствий, потому что практически все иномарки с исправной системой впрыска бензина укладываются в действующий ныне ГОСТ (чего, к сожалению, не скажешь про многие СНГовские автомобили).

Так поступают у нас, а как у "них", где и нормы на токсичность более жесткие, и газоаналитический контроль налажен, и деньги у народа водятся, и дороги в порядке, и сервис на высоте? Там, если нейтрализатор вышел из строя, его просто заменяют, чтобы избежать слишком высоких штрафов за повышенную токсичность. Кстати, заменяют тоже не всегда обоснованно, потому что и у них не каждая СТО имеет полный комплект необходимого оборудования и соответствующих деталей. Недовольство потребителей, возникающее в связи с этим, повышает спрос на машины без нейтрализаторов. Это автомобили с газовыми, дизельными и газо-дизельными двигателями, а также с непосредственным впрыском бензина, и другие, укладывающиеся в нормы Евро-3 без нейтрализаторов.

automn.ru

Hyundai Matrix | Враги катализатора

14.11.3. Враги катализатора

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Кроме физического разрушения существует еще одна частая причина выхода из строя катализатора. Топливо. Он чрезвычайно чувствителен к составу топлива. Если бензин этилированный, то тетраэтил свинца, содержащийся в нем, откладывается на активной поверхности каталитического "кирпича" и быстро "засаливает" ее, от чего всякие реакции прекращаются. Уж, кажется, на заправках и наконечники шлангов стали ставить разного размера, и раздаточные колонки красят в разные цвета, и пишут об этом на каждом углу, а все равно потребители иногда путают и заливают не тот бензин. А ведь достаточно "сжечь" полбака такого бензина, и катализатор погибнет безвозвратно.

Но не только этилированный бензин – враг катализатора. Катализатор можно погубить и неэтилированным, если неисправна система управления двигателем, неполностью сгорает смесь или двигатель сильно изношен.

Тройные каталитические нейтрализаторы ("тройные" потому, что катализатором служит совокупность трех драгоценных металлов) устанавливают только на те машины, двигатели которых оборудованы замкнутой системой контроля выхлопа. Перед катализатором установлен кислородный датчик, который отслеживает состав выхлопа и передает эти данные в центральный процессор. В зависимости от содержания кислорода в выхлопе, БЭУ регулирует состав горючей смеси и зажигание так, чтобы поддерживались их оптимальные значения. Это служит главной защитой для катализатора, а также обеспечивает экономию топлива и эффективность работы двигателя. Катализатор не переносит больших отклонений в составе рабочей смеси. Плохо отрегулированный двигатель с повышенным содержанием углеводородов в выхлопе просто гробят катализатор. Если же смесь слишком бедная, это может вызвать резкий перегрев катализатора, от чего снова пострадает монолит, только уже "физически". Таким образом, "жизнь" катализатора зависит от исправности системы управления двигателем.

Многое зависит и от исправности самого кислородного датчика. С "возрастом" он становится "ленивым" или совсем выходит из строя, что сказывается на составе смеси и, соответственно, на исправности катализатора.

Испортить катализатор может и выхлоп сильно изношенного двигателя, сжигающего масло. Оно, попадая вместе с выхлопом в катализатор, "запекается" на поверхности монолита, подобно лаку, и не дает катализатору работать.

Есть и другие вредные факторы. Например – свечи. Неподходящие свечи не будут давать полного сгорания, что может вызвать в катализаторе губительную реакцию расплавления".

Будьте очень осторожны в применении присадок к бензину или маслу. Большинство об этом не задумывается, а ведь присадки тоже могут вредно воздействовать на катализатор. Если на продукте не написано: "совместим с катализатором", лучше не рискуйте.

Еще один опасный случай – запуск двигателя буксировкой. При этом может происходить попадание в катализатор просто чистого бензина. Это, во-первых, отравляет катализатор, но также может вызвать мгновенную реакцию и даже взрыв. Смотрите также, куда едете – старайтесь не попадать в глубокие лужи. Рабочая температура катализатора составляет порядка 900° С. Внезапное попадание его в воду может быть фатальным.

В целом, замечено, что на срок службы катализатора влияют условия эксплуатации. Больше страдают катализаторы на машинах, эксплуатируемых в городских условиях, когда двигатель часто заводят. С другой стороны, при длительной высокоскоростной езде по магистралям катализатор также портится от того, что перегревается".

Наконец, вы поступите разумно, если станете регулярно осматривать всю систему выхлопа. Если сломаны кронштейны или отвалились резиновые подвески, выхлопная труба будет вибрировать, передавая на катализатор ненужные нагрузки.

automn.ru


Смотрите также